Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Агафонников Владислав Германович

 

Композитор, профессор Московской консерватории, народный артист Российской Федерации, секретарь Союза композиторов России.

"Жить, чтобы создавать новое" - К 75-летию Владислава Агафонникова.

"К 75-летию В.Г. Агафонникова" - "Радио Орфей"

Как Вы считаете, нужно ли детям, которые не станут музыкантами, знать классическую музыку?

Конечно. Музыка, литература – катализатор всех положительных идей. Если есть музыкальная школа где-то, если в школе есть музыка, то там уже какое-то другое отношение людей друг к другу, и к ребенку отношение другое. И дети между собой как-то лучше общаются.

Я сам учился в хоровом училище. Я помню 44-й год, я мальчишкой был тогда. Отец мой работал в самодеятельности. У меня отец спросил: - Хочешь быть Лемешевым или Козловским? - Хочу. – Ну, поехали в училище. У нас был режим: с утра, после завтрака общеобразовательные и музыкальные предметы вперемешку шли, потом обед, после обеда всех выгоняли на улицу, обязательно. Мы с трех до пяти проводили время на улице. Играли в футбол, волейбол. Зоопарк рядом был, мишка был, которому мы хлеб бросали, когда мы уходили, он лапой махал. После пяти – занятия, подготовка к завтрашнему дню. И после ужина младшие идут спать, старшие занимаются час-два и потом тоже спать. То есть режим этот остался у меня на всю жизнь, ведь всё закладывается в детстве, я до сих пор стараюсь его придерживаться. В хоровом училище воздух был напоен музыкой.

В это время в Москву возвращались из эвакуации многие ВУЗы столицы, Александр Васильевич  Свешников как-то нашел с ними контакт, приглашал педагогов вести общеобразовательные предметы в нашем училище.  У нас вели занятия педагоги университета, к примеру,  Субботин Алексей, был такой у нас математик, потрясающий совершенно. У них урок – это всё. Они практически ничего не задавали на дом, все делалось на уроках.

У нас в 9:30 начиналась спевка, 2 часа её вёл Свешников, мы 2 часа пели. Потом общеобразовательные предметы вперемешку с сольфеджио, гармонией в старших классах, история музыки… Мы не уставали, хотя, естественно, перегрузка была какая-то бешеная. Ничего, мы все выдерживали. Сейчас я понимаю свою внучку пяти лет, которая сейчас в театре поет, в мюзикле «Звуки музыки». Спрашиваю: - Устаёшь? – Нет! Наоборот, она с удовольствием идет на репетицию, на выступление... Главное, публики она не боится, выходит на сцену спокойно.

Конечно, дети, которые занимаются музыкой, совсем другие. Абсолютно точно, что музыка развивает творческую инициативу. У меня есть много друзей (я в Подольске родился), которые без музыки просто жить не могут…. Хотя закончили разные институты, один из них   – ректор строительного университета. Я прихожу к нему в гости, он – давай попоём. Это его потребность, он когда-то занимался вокалом,  учился в Гнесинке. У него  на всю жизнь осталась эта потребность. Он с удовольствием слушает музыку, с большим удовольствием исполняет её  это дает возможность ему на себя посмотреть  другими глазами.

Почему-то сейчас у нас очень мало трансляций по радио и ТВ из оперных и драматических спектаклей. Раньше по радио включали почти каждый вечер из Большого театра, опера транслировалась, и люди смотрели. Концерты классической музыки были очень популярны. Сейчас это все куда-то ушло.

Слушали и дети и взрослые. Как-то мы даже были в Магнитогорске. Сталевар, герой соцтруда, мы ему говорим - приходите на наш концерт. Он говорит, да вы что вы, я после работы, дайте только до кровати добраться. Ложусь, стакан водки, отключаюсь полностью. А внучка, говорит, моя, ходит в музыкальную школу, рассказывает о Бахе. То есть дети всё равно учились этому. И если в каком-то селении есть музыкальная школа, аура совершенно друга. Я всегда рассказываю: однажды мы проводили Фестиваль, посвященный Чайковскому в Удмуртии. Центр – Ижевск. А мы поехали в Глазов. И после концерта подошла какая-то женщина, говорит, можно вас попросить,  наша музыкальная школа недалеко отсюда, там ребята ждут, уже собрались.Но я собрал несколько человек и поехали мы. Март был, плохие дороги… Мы опоздали минут на сорок. Думаем, все разошлись, тишина полная. Входим – полный зал народу. И дети ждут. И мало того, это какое-то маленькое селение, типа деревни, и единственное кирпичное здание они передали музыкальной школе. То есть, там на месте есть люди, которые  интересуются искусством. Концерт наш прошёл очень хорошо к обоюдному удовольствию и радости.

А сейчас от детей идёт какая-то обратная волна, другая.

На Ваш взгляд, что сейчас происходит в этой области?

Что сейчас настораживает нас, музыкантов? Отношение общеобразовательной школы  к музыке. К сожалению, сейчас ориентация в общеобразовательных школах такая, что часто музыки там нет. Безусловно, и математика, и физика, и химия – важные предметы. Но без знания каких-то элементарных вещей в музыке, в искусстве и эти предметы хуже усваиваются….  Ушинский говорил, что для Российского просвещения важны три пункта: цифра, буква и нота. К сожалению, нота сейчас выходит из круга интересов многих людей.

А ведь Ушинский говорил, что запоёт школа - запоёт народ….

Например, в Новосибирске при консерватории есть общеобразовательная школа. Там уроки пения ведут профессиональные музыканты, дети поют. Важно добиваться, чтобы в школу шли настоящие профессионалы. Но здесь проблемы – на местах мало педагогов-музыкантов, потому что для них не создаются условия. И получается, что в таких местах где требуется настоящие профессионалы, их нет.

Повторю - музыкальная школа является  катализатором всех идей в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Как-то беседовал с одной дамой, чиновником, она говорит Вот, что все эстетика, эстетика, эстетическое воспитание. А кто в армии служить будет? – Я говорю – как кто? А что, музыканты, другие люди что ли? – Нет, вы знаете, это нежная профессия? – Почему нежная, такая же профессия, как и все остальные. У нас, когда объявили войну, консерваторцы создали целое ополчение. Дух – это уже полдела. Вспомните, что говорил Суворов.

Зачем обычному ребенку из массовой школы, который не станет музыкантом, не станет артистом, что ему даст то, что в детстве он будет заниматься музыкой, пением, чем-то таким музыкальным?

Это взгляд в себя с одной стороны, и я не случайно говорю, что любое искусство, не только музыка, развивает творчество. А творчество нужно во всех областях человеческой деятельности. Будь то геолог, или инженер, без творчества нельзя.

Я помню, в детстве для нас всех Бах был камнем преткновения. Потому что там нужно было учить, по-настоящему, сидеть и затрачивать определённую энергию. Без этого невозможно в любом деле. В каждом деле есть какие-то ступеньки, которые нужно преодолевать.

Я знаю, как нефть нашел Курбан, о нём даже фильм был. Он  родился в Азербайджане, учился в Питере, узнал из лекций, что ещё Ломоносов  знал, что в Сибири есть нефть. Царица тоже, естественно,  знала об этом. Эту информацию из уст в уста передавали - как бывает, профессор, его ученик своим ученикам и так далее, что там, в Сибири, есть нефть. И вот, ему это запало, и впоследствии нашел нефть. Он обожал музыку.

Что вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью? И вообще в отношении детей.

Все, что лучшее есть в человеке, все закладывается в  детстве. И поэтому чем больше в детстве человек познает, чем больше общение с культурой в разных аспектах, тем полнее сложится его жизнь. Это и посещение музея, и  концертов, это просто может быть даже любование природой, контакты с фауной, флорой. Это тоже воспитывает определенное творчество. идет на пользу, обогащает внутренний мир. .Ведь ребенок рождается со всеми талантами, абсолютно. И зависит во многом от родителей, насколько эти таланты развиваются.

Не случайно в семье музыкантов дети, как правило, становятся музыкантами. Потому что часто развиваются именно эти качества, которые близки родителям. Педагогика – это обоюдный процесс. И не известно, кто больше учится – ученик или учитель. Развивать прежде всего у детей культуру, приучить их читать, изучать иностранные языки. Музыка, творчество – это необходимо. Знания нужны глубокие, настоящие С детства закладываются все положительные и отрицательные качества, все закладывается в детстве. Есть прекрасные музыкальные школы, надо учить детей музыке.

Опять таки, родители разные бывают. Иногда ребенок учится,  и от его воспитания и родители облагораживаются.

Так что много зависит от семьи. Поэтому, всегда, когда я на концертах, на встречах каких-то, говорю, прежде всего в адрес родителей, бабушек, дедушек - музыка многогранна. Это и народные песни, это все настоящее искусство То, что проверено веками, заслуживает того, чтобы его знать. В отношении классики. Тут беда наша общая, потому что очень мало мы сейчас можем услышать и по радио и по телевидению настоящую классическую музыку. Есть отдельные передачи, но очень мало, например, радиостанция «Орфей» стала единственным на сегодняшний день проводником в жизнь нашего общества большой музыки.

Вообще нужно развивать в детстве любознательность. Дети, естественно, от природы любознательны. Надо стараться им объяснять, отвечать на вопросы, ходить с ними на концерты, в театр. И главное, надо по-настоящему любить детей. Стараться, чтобы с каждым днем они были лучше и лучше. И это как снежный ком, с возрастом нарастает.