На сегодняшний день насущной потребностью нашего общества является воспитание жизнеспособного успешного поколения граждан России.
В основу концепции фестиваля положена идея доктора психологических наук А.А. Мелик-Пашаева: «В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркнем последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки».
Фестиваль носит неконкурсный социально-просветительский характер. Его цель - обмен опытом, идеями, распространение информации о воспитательном влиянии музыки и театра для родительской и педагогической аудитории.
Цель Фестиваля школьных музыкальных театров - включение детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей и развитие их творческих способностей.
Культура воспитывает базовые человеческие ценности, основные качества личности. Об этом говорил ещё Аристотель: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи».
Произведения искусства в художественной форме транслируют ценности, которые составляют самую основу личности.
Вся жизнь человека зависит от того, какими ценностями он руководствуется в своей жизни. То, какие цели он будет ставить перед собой в жизни, какими путями их достигать, в чём будет видеть смысл своей жизни, как он будет понимать добро и зло, любовь к Родине, права и обязанности.
Именно формирование ценностей является важнейшим элементов в воспитании и служит эффективной профилактикой антиобщественного поведения. «Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон» - Фридрих Шиллер.
Воспитание через искусство, помимо этого, развивает креативные качества личности и направленность этой креативности на служение человеку и созидание. Генеральный секретарь ЮНЕСКО Коитиро Мацуура сказал: "...мир катится к катастрофе - из школы изымаются предметы художественной направленности, ребёнок оказывается оторван от культурных традиций своей страны. Не развивается образное мышление, креативность - то, без чего не вырастет ни физик, ни химик, ни бизнесмен". Именно поэтому важно, чтобы дети занимались творчеством, ведь через творчество воспитываются эти качества личности - образное мышление, креативность.
Музыкально-театральная деятельность вовлекает детей в творчество, является профилактикой попадания детей под влияние улицы и антиобщественных явлений.
Музыкальный театр – сложное явление культуры, в нём дети под руководством взрослых в процессе творчества воспринимают культурные образцы, гуманистические ценности, включаются в креативную среду. У них формируется культура интересов, дисциплина и ответственность, навыки работы в коллективе. В эту систему включаются не только дети и педагоги, но и родители, так формируется общность взрослых и детей, в которой происходит становление личности ребёнка через творчество и его социализация.