Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Концепция фестиваля

Детское художественное творчество –

лучшее средство профилактики от множества

психических отклонений и социальных зол! 

А.А. Мелик-Пашаев

 

В 1989-90 г.г. в школе №324 «Жар-птица» началась реализации модели «Воспитание искусством». Эта программа стала воплощением замысла директора школы Елены Борисовны Зотовой об интеграции музыкальных предметов в прохождение учебных материалов общеобразовательной школы. Цель – применение занятий искусством для формирования личности каждого ребёнка, воспитания основных личностных качеств – коммуникабельности, уверенности в себе, воспитание эмоциональной сферы.  В школе были открыты классы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Она  стала научно-творческой лабораторией по разработке и апробации программ по данным предметам. Результаты, полученные в течение более чем 20-летнего опыта реализации модели,  привели к следующему выводу: «Художественная деятельность оказывает значительное психотерапевтическое воздействие на детей и подростков, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, восстанавливая энергию и создавая положительный настрой учащихся на последующие занятия» - говорит  Елена Борисовна Зотова.

С   1996 года началось сотрудничество школы с научно-методическим журналом «Искусство в школе», который на протяжении более 20 лет отстаивал позицию,  что занятия искусством необходимы каждому ребенку, не для профессии, а именно для здоровой, полноценной и гармоничной жизни. Современное образование однобоко и потому ущербно с точки зрения становления личности, оно чрезмерно рационализировано. В то же время существует достаточно данных, которые говорят о том, в тех учебных заведениях, где есть занятия искусством, меняется вся атмосфера школы, отношение детей к занятиям; теряет остроту проблема школьных перегрузок, дети реже болеют и лучше осваивают так все школьные  предметы. Также ранний полноценный опыт художественного творчества многократно уменьшает вероятность попадания  ребенка в преступность, наркозависимость, подростковый суицид и других зоны риска.

В 2001 году в рамках концепции «Воспитание искусством» в школе был создан музыкальный театр и осуществлена первая постановка – пролог оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».  В дальнейшем театр плодотворно развивался, в нём было поставлено 12 спектаклей.

В 2007 году школа по своей инициативе при поддержке Департамента образования провела 1-й Московский фестиваль школьных музыкальных театров, в котором участвовали 15 театров. Целью проведения было  «Создание условий для включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей». Фестиваль выявил востребованность темы для детских коллективов, педагогической и родительской аудитории.

В 2011-2012 г.г. совместно с Некоммерческим партнёрством содействия развитию культуры и образования "Гражданский долг" был проведён 2-й фестиваль, в котором приняли участие 22 театра. В проведении фестиваля большое место заняли исследования влияния занятий искусством на социализацию детей.  В ходе Фестиваля было подтверждено большое влияние музыкально-театральной деятельности на воспитание в детях культурных, морально-этических качеств, которые способствуют лучшей социализации, развитию навыков общения и работы в коллективе, творческих способностей, ответственности и патриотизма. Это важнейший ресурс для формирования социально успешного молодого поколения граждан нашей страны.

В №1 за 2013 год  журнала «Искусство в школе» впервые была отчетливо сформулирована  идея необходимости всеобщей артпрофилактики, то есть полноценного и приоритетного художественного образования для всех детей – в отличие от привычной арттерапии, к которой человек обращается когда он уже заболел или сбился с пути, причем в значительной степени именно из-за дефицита творчества.

В основу концепции 3-го фестиваля (37 театров-участников), который был проведён в 2013-2014 г.г. под патронажем Московского музыкального театра им. Н. Сац, была положена статья А.А. Мелик-Пашаева «Искусство не для искусства, или от арттерапии к артпрофилактике», цитата из которой вынесена в эпиграф («Искусство не для искусства или от Арттерапии к Артпрофилактике». «Искусство в школе», №1, 2013г). Были продолжены исследования и опросы, которые полностью подтвердили положения концепции. В рамках  фестиваля была проведена конференция «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», целью которой было вынесение на широкое обсуждение  концепции художественного творчества как действенного метода профилактики десоциализации и девиантного поведения детей.

Исторические данные, отечественный и зарубежный опыт говорят о том, что занятия детей искусством – это:

1) опережающее интеллектуальное развитие;

2) успешная социализация каждого ребенка;

3) профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде.

Не случайно Конгресс ЮНЕСКО «Искусство в образовании» (Лиссабон, 2006 год) пришёл к выводу: «Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно».