Концепция Московского фестиваля школьных музыкальных театров
Детско-взрослая образовательная общность - это коалиция педагогов, детей и их родителей с представителями внеобразовательных сфер, в своей основе имеющая определённые цели и традиции, устойчивые личные связи и отношения для трансляции культурных образцов и ценностей подрастающему поколению с целью развития социума. Детско-взрослая образовательная общность необходима школе для формирования у подрастающего поколения отношения к культурным образцам и создания мотивации к овладению и освоению значимых для общности предметных областей, типов деятельностей; формирования культуры интересов и форм жизнедеятельности; обеспечения взросления воспитанников за счёт осуществления социального действия ребёнком и принятия ответственности за него. Построение контактов школы с представителями внеобразовательных сфер является для педагогов одним из самых сложных моментов. Между тем, эффективность детско-взрослой образовательной общности во многом определяется наличием и содержательностью этих связей. Создание образца такой связи на примере контакта образования со сферой театрального искусства является необходимым шагом к построению детско-взрослой образовательной общности, открытой для представителей других, внеобразовательных сфер.
Одной из задач программы «Столичное образование-4» является разработка модели культурообразующей среды школы. Исходная идея гуманизации предполагает отход от рационально-нормативного подхода. В этой ситуации наиболее адекватной представляется модель культуротворческой школы, которая строится на признании разнообразия как формы проявления бытия.
Философия культуротворческой школы оперирует представлениями о соотносимости логики культуры и логики развития ребенка. Становление личности предполагает не только вхождение в культуру, но и продуцирование ценностей культуры. Творчество в этой модели - процесс, а не эпизодическая деятельность. Одним из вариантов реализации модели культуротворческой школы стала модель «Школьного музыкального театра», позволяющая определить место и значение искусства в построении интегративной структуры современного образовательного процесса, где музыкальный театр становится системобразующим компонентом, вокруг которого создается и развивается новое культурно-образовательное пространство.
Становление школьного музыкального театра очень сложный и трудоёмкий процесс. Фестиваль школьных музыкальных театров призван способствовать пропаганде детского творчества, установлению контактов с другими общностями, а также деятельному включению детей в пространство культуры и театральную среду в сопровождении воспитывающих взрослых, обеспечить взаимодействие с выдающимися представителями театральной культурной среды, театральной профессиональной общности в лице представителей жюри, ведущих мастер-классов, консультантов и т.д. Фестиваль будет стимулировать школы к созданию детско-взрослых театральных проектов, способствующих развитию образовательных общностей.
Проведение фестиваля школьных музыкальных театров позволит выявить творческие работающие коллективы – детско-взрослые общности и обобщить опыт работы данных коллективов.
Цель фестиваля:
Создание условий для включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, социализация детей.
Задачи фестиваля:
• формирование культуры досуга в молодёжной среде;
• приобщение детей и молодежи к богатейшему пласту классической музыки;
• популяризация оперного искусства;
• расширение возможностей для творческого развития и самореализации школьников;
• поддержка юных талантливых музыкантов;
• привлечение общественного внимания к мировой музыкальной культуре;
• развитие сотрудничества между школьными музыкальными театрами, театральными студиями учреждений дополнительного образования, школ и учреждениями культуры.
Основные этапы проекта:
• Знакомство со школьными музыкальными театрами (просмотр видеозаписей и выезд членов жюри непосредственно в школы).
• Проведение мастер-классов для участников фестиваля: к работе с детьми привлечены лучшие представители театральной сферы (актеры, художники, оперные певцы).
Предполагаемые результаты проекта:
• Выявление творческих точек роста по направлению «Музыкальный театр».
• Обучение основам мастерства в области детского музыкального театра.
• Популяризация лучших образцов оперного искусства.