Руководитель театральной студии "Большая перемена" школы №1203.
Обычному ребенку, который не станет профессиональным певцом, артистом, нужно ли пение, музыка, искусство?
Я преподаю не только в школе, но ещё и в академии, где эстрадно-джазовый вокал является специальностью. Конечно, отношение разное – в академии – это твоя будущая профессия, студенты отдают этому все свои силы и практически подчиняют этому жизнь (во всяком случае, первые 2-3 года обучения), в школе же такой фанатизм детям не нужен (скорее, бывает так, что он нужен их родителям, которые видят в своём ребёнке «звезду»). Нужно просто развивать музыкальность, давать какие-то навыки пения (правильное дыхание, умение чисто интонировать, совершенствование голосовых данных путём распевок и правильно подобранного материала и т. д.), а также, развивать артистизм, эмоционально раскрывать ребёнка, что мне кажется одним из главных моментов. Поскольку смысл выхода на сцену я вижу именно в донесении определённой энергетики зрителям, не важно, поёшь ты, танцуешь, говоришь или просто стул вынес в спектакле…
У нас обычные дети (в плане данных), звёзд с неба не хватают, и я считаю, что им это просто необходимо – они видят, что есть учёба (нечто вроде работы), а есть сцена (для них это хобби). Наверное, человека, который имеет сценическую практику, мало что может испугать в жизни, в плане общения. И, поверьте, совсем неважно, есть ли слух, голос, чувство ритма и т.д. Пришли ко мне 3 года назад три шестиклассницы и сказали: «Хотим петь». Слуха не было практически ни у одной. Я подумала, ну сейчас разок споют на школьном концерте, увидят, что это плохо и перестанут ходить. Дала им песню «Кошки не похожи на людей», где мелодия очень простая, и задача была - энергично и с драйвом всё исполнить, плюс нехитрый танец. В результате, одна девочка и по сей день занимается, слух постепенно развивается. Она не стала гениальной певицей, но когда она выступает, на неё хочется смотреть, её приятно слушать, потому что есть обаяние, энергетика, артистизм и культура пения. Есть и определённые достижения на вокальных конкурсах.
Вообще, мы всех детей стараемся вести через эмоционально-актерское. Особенно тех, у кого слабые вокальные данные. Понятно, что это выходит ближе к актерскому пению, т.е. это не является вокалом в чистом виде, но это неважно. Для обычного ребенка это дает в первую очередь раскрепощение. Даже не важно – на сцене он или нет.
Есть ещё один показательный пример. Пришёл к нам семиклассник, совсем скромный, его просили в сценке какой-то сыграть, он отнекивался, мол, не получится у меня, ничего я не умею, найдите кого-нибудь другого и т.д. А через два года занятий с ним (непостоянных, а так, по случаю) пошел огромный рост, т.к. появилось желание. Сейчас он в 10 классе, ходит ещё в одну театральную студию, собирается поступать в театральный, уже снялся в 2х сериалах, неплохо поёт. Учителя поверить не могут, что ребёнок настолько изменился – стал свободным, открытым, даже по-другому одеваться стал, потому что перестал бояться привлекать к себе внимание.
Кстати, маленькие дети практически совсем не боятся сцены, для них это игра. А вот кто в 13-15 лет начинает, то уже несколько сложнее – переживают, как я выгляжу, что все подумают, что скажут, а вдруг что-то не так пойдёт…
Что вы хотели бы порекомендовать родителям, как педагог, которые будут читать это интервью?
Уважаемые родители! Не упрощайте выбор своим детям, пускай у них будет много вариантов, кем им стать. Тогда это будет осознанно, и не будет переживаний, что вот, мол, всегда мечтала быть балериной, а работаю юристом. Быть может, дали бы ей эту возможность попробовать, и она сама бы осознанно выбрала быть тем же юристом, потому что поняла бы САМА, что занятия балетом – не её, а вот как хобби очень даже пойдёт. А если бы совсем балет не понравился, можно попробовать петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать какие-нибудь другие танцы и т.д. И совершенно необязательно ходить в музыкальную школу или школу искусств (мы ведь, родители, как думаем – если уж заниматься, то профессионально, чтобы результат был, и желательно в письменном виде). И, тем не менее, для неопределившихся лучше всего подойдут обычные кружки (и начните со школьных), а там вы сами увидите, к чему ребёнок тянется, что у него лучше получается, и главное, где ему комфортней.