Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Фоминова Мария Анатольевна

 

Фоминова Мария АнатольевнаКандидат педагогических наук, заведующая кафедрой эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования.

Роль и место художественного образования в современной школе. А нужно ли искусство современной школе? - статья М.А. Фоминовой.

Ваша точка зрения: ребенку, который не станет профессиональным музыкантом, оперным певцом, насколько ему необходимо знакомство с мировой музыкальной культурой? С классикой?

Я считаю, что любому ребенку, который растет в нашей стране, необходимо стать восприимчивым слушателем классической музыки, и зрителем художественных выставок, и читателем художественной литературы. То есть уровень освоения художественной культуры в разных её ипостасях совершенно необходим в определенном объеме - уроки музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, и внеурочная деятельность, экскурсии, посещения, т.е. некая системная работа, она крайне важна. Не только урок, но и дальнейшее развитие ребенка, это формирование зрительской и слушательской культуры для посещения выставок, концертных залов и так далее и так далее. Это крайне необходимо.

Спасибо. А для чего обычному ребенку Моцарт, Бах, Леонардо да Винчи? Если он станет поваром, слесарем, инженером…

Неважно, мы надеемся, что он должен стать личностью. Если человек личность, значит он умеет думать и о себе, о том, какое место занимает он в этом мире, что было до него в этом мире, и в данном случае искусство может помочь ребенку постичь мир через образную систему и структуру на невербальном, на эмоционально-образном восприятии мира, и тогда он становится глубже, интереснее, понятнее. То есть это самоопределение ребенка при помощи искусства. Слушая музыку, он может что-то понять в себе. Речь не идет только о том, что мы его напичкаем какими-то знаниями о композиторах и художниках.

Речь о том, что может дать любая классическая вещь, будь то музыка, картина, литературное произведение. Искусство обогащает внутренний мир человека, оно делает его мир гораздо более многообразнее. Когда появляются ассоциативные связи, когда ребёнок начинает понимать, что он не песчинка в хаосе, а что он звено в цепи, которая и до него развивалась, и он что-то своё в неё вкладывает, и дальше что-то будет, возникает осознание своего места в многогранном мире. Искусство позволяет увидеть мир в развитии. Через образы оно воздействует сразу на эмоционально-чувственную сферу, способствуя развитию отзывчивости.

Сейчас недооценка этой эмоционально-чувственной сферы как раз и порождает агрессию и жестокость, недостаточность сочувствия, сопереживания. Мы очень четко осознаем - если человек обогащен, скажем, прекрасным, то это своего рода прививка против всего античеловечного. Но это должна быть именно деятельность по прививанию, а не как бы свободное парение. Вот о чем должна идти речь, когда мы говорит о задачах изучения искусства в школе.

Мы знаем массу примеров, когда хороший результат давала системная работа хорошего опытного педагога. Например, мы проводили детский конкурс по музыке, «Мой мир музыки». Тема была «Современность Баха». И вот дети, слушая Баха, создали очень интересные работы. Они видят Баха, не просто его мелодику, а мысль. Значит, идет познание мира при помощи средств музыки, изобразительного искусства. Это познание мира, познание себя.

Спасибо. Американский социолог Ричард Флорида в своей книге «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» говорит: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы прокомментируете это высказывание?

На самом деле как ни парадоксально, они действительно в чем-то сходны. Потому что музыка ведет за собой определенный темп, ритм жизни. Высокие технологии тоже задают нам этот темп и ритм жизни. Но ситуация в том, что выхолощенный, обездушенный темп приведет к тому, что мы говорим: люди-роботы; то о чем говорили знаменитые фантасты - Айзек Азимов и масса других фантастов, прогнозирующих развитие робототехники, информационных технологий. И при этом неизбежно происходит нивелирование того, что есть душевный склад человека.

То есть речь идет об оплодотворении технологического процесса. Оно не должно противоречить друг другу. Оно должно сопровождать. В этом смысле мы, например, понимаем, что когда мы сегодня вводим в программу по музыке освоение электронных технологий, возможности синтезатора, возможности составления своих компьютерных композиторских программ, здесь мы видим как раз ту точку сопряжения, когда и музыкальный образ и информационные технологии они позволяют достичь определенного результата. И ребенок, даже самый не одаренный в области музыки, может почувствовать себя композитором, когда он что-то сочинил. Он переложил на мелодию свой ритм жизни, своё восприятие мира, использовав при этом самые высокие технологии.

Мария Анатольевна, что вы хотели бы пожелать родителям, которые будут читать это интервью, в отношении их детей?

Мне кажется, что многие родители сегодня озабочены тем, чтобы их ребенок не выпал из социума, чтобы он был успешен в карьере. И они считают, что есть некий набор исключительно прагматических предметов, которого вполне достаточно, для того чтобы стать успешным в нашем мире. Тогда как совершенно очевидно, что помимо этих предметов, необходимо думать не только о сиюсекундном. Необходимо думать о формировании эмоционально-чувственной сферы, о воспитании и наполнении внутреннего мира ребёнка.

Мы сейчас утрачиваем эту художественную нить, связь. Как у Гамлета это было: «Распалась дней связующая нить, Как мне обрывки их соединить?». Мы можем разорвать эту связь, и тогда мы утратим очень многое. Выражаясь высоким слогом, все связи с миром исчезнут, все разорвется, и мы будем думать только о практических вещах.

Это не просто обедняет, но это делает вообще проблемным возможность сосуществования разных культур, разных конфессий, национальностей и так далее. В современном мире нужно как раз искать пути сопряжения не только узкопрагматических вещей, но и сосуществования представителей разных культур. Такую возможность даёт язык искусства, он зачастую невербальный, особенно язык музыки, который могут понимать люди разных национальностей. Изобразительное искусство точно так же воспринимается.

Так можно видеть и находить эти общие точки соприкосновения. Мир должен быть единым. И когда мы думаем только о практике, о прагматике, мы этот мир тем самым разрушаем, мы видим только одну единственную траекторию развития. И поэтому думать нужно на два ходя вперед, а не только о сиюминутной пользе. Нужно строить единый мир, это, в конечном счёте, и будет залог успеха.