Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Фридман Евгений Михайлович

 

Фридман Евгений МихайловичПоэт, драматург, руководитель театральной студии "Начало" Пироговской школы.

Персональный сайт Евгения Фридмана.

Воспитательное значение музыки: дети занимаются музыкой – что им это дает, если они не станут музыкантами, артистами?

В период создания спектаклей для меня нет большой разницы между воспитательной ролью и художественной. Если делаешь «художественно», то это уже должно воспитывать. Можно как угодно говорить о смыслах и вообще о том,  что несет тот или иной спектакль, но когда выбираешь вещь для постановки, то уже предвидишь воспитательную цель и держишь ее в себе, и стараешься всё подчинить ей. Всю художественную сферу. Я формулирую для себя некое послание залу. Подобный месседж может дойти только при условии, если мы чисто и искренне поём, а не отбываем номер. Если каждый актер забывает на время, что он Вася или Таня, а живет только жизнью своего персонажа. Вот так происходит релейная связь между нами и зрителем. Воспитывает, да, музыка. Но не менее воспитывает сам кропотливый труд над ролью, над спектаклем.

Но это еще и коллективный труд, общая ответственность за то, что мы несем в зал. Приучить к этому, работая над одним спектаклем, не получится. А те, кто варились в этом котле не один год, пусть не стали артистами, зато на всю жизнь, благодаря студии, получили прививку театра, музыки, вообще – искусства. Вот сейчас, на этом прокате «Каштанки», присутствовало немало студийцев 80-х и 90-х гг. Они пришли сюда после работы, сначала заехали за своими детьми, взяли их с продленки, стояли в пробках – и вот зал наполнился. Наполнился «нашей» публикой. Правда, у нас сегодня необычный вечер. Он пришелся на 32-ю годовщину студии «Начало»… Так вот, несколько лет, проведенных в студии, им невероятно помогли в дальнейшей жизни. Это помимо тех, кому студия дала путевку в театр. Их не так много – пятеро, однако среди них Евгений Писарев, худрук Московского театра им. Пушкина. 

Те, кому сейчас к 40 и за 40, пришли ко мне сразу после начальной школы. Их за рюкзаками еле было видно. Я знаю, многие вещи в жизни давались им очень и очень естественно, особенно в плане человеческих контактов. Думаю, в немалой степени потому, что они прошли здесь школу общения, школу творчества/сотворчества, школу смены масок. Хорошо, если взрослые создают условия для этого: не только школьный театр, но и хор, или фольклорный ансамбль, вокально-инструментальная группа, да мало ли что еще можно предложить современным детям! 

Кстати, вот эти сорокалетние, почтенные отцы и матери семейств, собравшись не так давно,  решили вновь поставить что-нибудь. Причем не возродить что-то из прошлого репертуара, а сыграть совершенно новое. Ваш покорный слуга сочинил либретто по двум известным водевилям – чеховской «Свадьбе» и «Сильному чувству» Ильфа и Петрова, а музыку заказали моему другу, американскому (голливудскому) композитору Гамме Скупинскому, тому, кстати, который в  семидесятых годах родил такое явление в попмузыке, как София Ротару и ВИА «Червона рута»  . Он с превеликим удовольствием сочинял для любителей. Два одноактных мюзикла, объединённых под общим названием «Горько!». И это тоже была невероятно дисциплинирующая и воспитывающая работа. Даже в их возрасте! Так что переоценить воспитательное значение театра трудно.

Что именно, с Вашей точки зрения, ребенку дает то, что он поет, танцует, играет?

Когда любители, особенно дети, играют на сцене, то им не сразу удается убедить зрителя. Вполне возможно, что через несколько сцен в какой-то фразе наконец найдется тот ресурс,  который поможет актеру возвыситься и убедить публику. В музыкальном спектакле такой ресурс обнаруживается быстрее – это песня, ария, ариетта, в мюзикле – зонг.  Мне это стало понятно очень давно. И я начал вводить в свои драматические постановки вокальные номера. Прежде всего в спектакли по сказкам Льва Устинова, Евгения Шварца. Когда переводишь сценическое высказывание в ранг музыкальной фразы, то образ персонажа и сама сцена становятся развернутой картиной. Особенно в эмоциональном плане. То есть музыка и есть тот ресурс, который помогает найти путь к сердцу зрителя. Поэтому мне органично дался переход, особенно  с поколением нулевых и десятых годов, от просто драматических спектаклей к мюзиклам. Особенности современного поколения – это отдельный разговор. Скажу больше: в Пироговской школе живут замечательные музыкальные традиции. Да будет известно, что директор нашей школы в прошлом профессиональный музыкант, притом джазмен и вокалист (баритон). С его легкой руки песня вошла в школьную жизнь, а не только на урок музыки. В иной школе урок музыки – это борьба детей и учителя, а здесь – любимый урок. Недаром Елена Владимировна Третяк, учитель музыки, у нас ведет и фольклорную детскую группу, и как концертмейстер разучивает со студийцами их партии. Мы с ней одного мнения: непоющих детей нет. В студию нет отбора. Любой приходит в спектакль, и если по его роли нужно петь, то он будет петь. Кота видели сегодня? У него голос ломается, какой из него певец? Но пел. Пусть тоненько, но пел!  Главное – чистенько. В этом смысле музыка, прежде всего, дает заряд человечности. В ней уже заложены мудрость, лиризм, пафос. Надеюсь, это особенно проявится на втором спектакле. Я имею в виду мюзикл «Барышня-крестьянка».  Мы его намереваемся показать весной.