Заместитель директора по внеклассной воспитательной работе Лицея № 1511 при НИЯУ МИФИ, Заслуженный Учитель РФ
Белецкая Ирина Георгиевна. Учитель математики Лицея № 1511 при НИЯУ МИФИ
У Вас физико-математическая школа, но большое место занимает искусство. Для чего?
К нам в лицей поступают ребята, мотивированные на технические специальности, это физмат классы. Наши учащиеся серьезно занимаются наукой, учебно-исследовательской деятельностью, выступают со своими проектами на научно-практических конференциях разного уровня. Уже не первый год в составе сборной команды России участвуют в Международной конференции Intel в США. 10 учащихся 11 классов лицея стали лауреатами Премии Президента Российской Федерации.
Но они не только занимаются наукой, они у нас танцуют и поют... Каждое праздничное мероприятие начинается с выступления мужского лицейского хора. Нам есть на кого равняться, ведь у нас достойный пример – большой мужской хор Научно-Исследовательского Ядерного Университета «МИФИ», который уже отметил свое 55-летие!
У нас в лицее хор был создан в 1995-1996 учебном году именно потому, что он есть в МИФИ. И Малявина Надежда Васильевна, руководитель мужского хора МИФИ, была нашим первым руководителем в лицее. И ребята так потянулись, запели. Мы участвовали в районных, окружных, городских мероприятиях, многократно выступали в Центральном Доме ветеранов.
У нас ребята учатся 2-3 года, и мы за это время стараемся увлечь их, привить им любовь к песне. Потому что это здорово, когда у человека душа поет, когда есть желание и умение петь. Конечно, это было бы трудно сделать, если бы не учителя, которые тоже живут песнями, работают творчески! Во-первых, это руководитель нашего хора Богова Мария Викторовна. Это наши математики: Белецкая Ирина Георгиевна, Барченков Александр Николаевич, Васин Роман Александрович… Именно Ирина Георгиевна Белецкая стала основным организатором фестиваля «Россия – Родина моя», который проводится у нас с 2005 года. Пять конкурсов: песни, художественного слова, фотографий, музыки и мультимедийных проектов. Учащиеся приносят фотографии любимых уголков нашей Родины, выступают на конкурсе чтецов, на своих музыкальных инструментах исполняют произведения российских композиторов и поют… Выступают солисты, группы, ансамбли, хоры… Классные коллективы ищут и выбирают сами себе песни, репетируют и выступают. Учащиеся 9 классов выбирают из русских народных песен, 10 классы – по теме «История России в песнях», 11 – «Моя малая Родина». Поют практически все. Это стало у нас уже потребностью. Прямо как поется в песне «Нам песня строить и жить помогает…» Мы убедились, это действительно помогает! Во-первых, это учит их выстраивать взаимоотношения. Они легче общаются, находят общий язык друг с другом и со взрослыми. Они с нами, учителями, очень легко общаются, и мы всегда открыты для них. Они могут в любое время зайти в кабинет с любым вопросом, у многих есть потребность пообщаться, поговорить. Наши ребята чувствуют себя в лицее как дома.
Подростку важно знать, что он принадлежит к какой-то группе, организации. Член коллектива, который к нему небезразличен, который старается для него все сделать. Они себя так у нас в школе и чувствуют. Это им необходимо. Они этим живут.
Поэтому, моя точка зрения – это в первую очередь должно стоять на повестке дня, потому что это есть воспитание. Если мы хотим будущего нашей стране, чтобы народ нормально, хорошо жил, мы должны воспитывать нормальных детей, а не лишенных культуры, образования, обязательного дополнительного образования.
У Вас огромный опыт работы с детьми.
Не все ребята могут постичь науку, физику, математику. Некоторых родители сюда приводят, потому что надо пристроить ребенка в престижный лицей, надо, чтобы ребенок поступил в НИЯУ МИФИ. Поэтому он пойдет учиться сюда. А у него совсем другие пристрастия, другие интересы. И дети учатся, не скрывая того, что родители их сюда засунули. В итоге родители решают забрать ребенка, потому что понимают, что они ошиблись направленностью, ребенку другим надо по жизни заниматься.
Попадают на наш концерт, где ребенок выступает. Только вчера мы поговорили, они сегодня пришли, принесли заявление, чтобы забрать документы. Подходят после концерта, и говорят: «Мы остаемся». Мы впервые видим своего сына в таком состоянии, с таким настроением. Но сыну физика-математика не нужна, но он отсюда не хочет уходит не из-за физика-математика, а из-за того, что ему здесь комфортно.
Он себя здесь чувствует человеком, чьи интересы всем дороги и понятны, что он может к любому подойти поговорить. И я очень рада, что у нас такие учителя работают. Потому что не все родители дома разговаривают с детьми. Родители живут в каком-то своем рабочем ритме, проблемах, но когда они приходят сюда в школу и видят своего ребёнка на сцене, когда они приходят в изостудию и видят, что дети своими руками натворили, они даже поверить не могут, что они настолько способны.
Студия – это замечательно. Когда подросток переключается с одного вида деятельности на другой, он отдыхает от умственной деятельности. Он позанимается в изостудии, сотворит что-то своими руками, попоет в хоре, позанимается спортом, приходит домой – у него мозг немножечко отдохнул, он может сесть и делать уроки.
Что Вы порекомендуете родителям, как педагог?
Бывает, встречаются родители, которые никогда в детстве ничем не увлекались, они этого не понимают, не знают, что даёт творчество. Ведь этого в школе может не быть. Они сами через это не прошли и они сами не понимают, почему у них в жизни что-то не ладится. И не потому ли, что они всем этим не занимались, что они себя как-то обузили, своё мировоззрение, свой круг интересов. В конце концов, это же ждёт и их детей.
Но ведь это влияет и на здоровье детей, поэтому мы стремимся создать все условия для того, чтобы подростки жили радостно, на позитиве. Каждый из них имеет возможность почувствовать ситуацию успеха, свою минуту славы.
Открыть в себе способности рисовать, желание петь, играть на каком-либо инструменте … Все это делает человека культурным, образованным, интеллигентным, и такой человек ощущает себя самодостаточным. Он в любом коллективе никогда не стушуется, его никто никогда не собьет с толку. Он в жизни состоится. И кому родители в этом помогли – низкий им поклон.
А кто-то ставит заслоны, считает, что это ребенку не надо… Например, спорт необходим. Я бы даже сказала, что спорт необходим в наше время коллективный, там где групповые, командные виды спорта. Потому что дети сейчас слишком много сидят у компьютера, они уже в сетях, даже маленькие дети. Это не то общение, которое должно быть. Оно не объединяет ни в чем. Они просто проводят мило время друг с другом.
А у нас, кстати, ребята занимаются в командных спортивных секциях: футбол, волейбол, баскетбол. Спортивный зал работает до позднего вечера. Проводим соревнования между классами, товарищеские встречи между сборными учащихся и учителей. Это всё помогает в общении, взаимопонимании. Это и есть социализация. Именно это дает человеку возможность стать Человеком. Как сказал Сент-Экзюпери: «Единственной настоящей роскошью является роскошь человеческого общения».
Вы выпускаете Ваших учеников во взрослую жизнь, насколько они к ней готовы?
Наши выпускники пишут о лицее, вот, например,Кирилл, из тех, кто пел. «Сегодня моя ухабистая, порой тенистая, но все же ставшая родной за эти годы стёжка внезапно оборвалась, подведя своего путника к огромной оживленной автостраде. Вот автомобиль, припасенный для меня провидением. Знаю, что непременно придется двигаться вперед в бесконечной веренице автомобилей. Не стану скрывать, тяжело принять то, что, сев в машину, я уже никогда не пройду своей хоженой тропкой. Давайте остановимся и вспомним наше трехлетнее путешествие. В нём было все: радости, разочарования, песни, дружба, любовь. Все, что помогало не сбиться с пути. Лицей наградил меня знаниями, опытом и общением с замечательными людьми, за что им от меня большое спасибо. Пора. Сажусь в машину, еду в сторону заходящего солнца, напевая любимую лицейскую песню. Напоследок хочу пожелать: сберегите в душе наши песни, ведь в них хранится память пройденных дорог и промчавшихся лет, наша с вами память». Или Катюша написала: «В лицее учат не только физике и математике. Учат преодолевать себя и любить жизнь так, что нужно заставить себя понять, как работает установка, название которой ты раньше не выговаривал. Так, что переписывать ПКР ты обязан с единицы на пятерку. Так, что всё, что ты ни делаешь, нужно делать с удовольствием – петь, танцевать, рисовать, решать задачи и уравнения. Думаю, что именно этому меня хотели научить в лицее. Любить все, чем занимаешься. Ведь жизнь измеряется не количеством сделанных вдохов и выдохов, а количеством тех моментов, от которых захватывает дух. Спасибо лицею и преподавателям за такие моменты».
На выпускном вечере мы вручаем учащимся аттестаты о всеобщем среднем образовании. Когда-то говорили: аттестаты зрелости… Думаю, что в нашем лицее практически каждый выпускник получает свой аттестат зрелости, аттестат, который подтверждает его твердую гражданскую позицию.