Учитель истории, руководитель школьного музея «Русское подворье», режиссер студии «Со…при…частность».
Нужно ли ребенку, который не станет музыкантом или артистом, музыка, пение, театр, искусство и т.д.?
Безусловно! Искусство - это свет, а приобщение к нему через театр, музыку, творчество большая и светлая радость в жизни наших детей. Самое главное – это движение, которое происходит внутри каждого ребёнка. Вовлечение в театр не просто деятельность, а мощное эмоционально-психологическое воздействие, так как оно глубоко проникает в сердце каждого человека.
Дети на наших глазах очень быстро эволюционируют, осваивают этот новый уровень требований к ним. Я могу так сказать, что в течение года – двух, очень многие ребята от зажатости на сцене переходят к самостоятельному творческому поиску и без наших наставлений, часто это уже индивидуальное конструирование, самостоятельное создание образа того героя, в которого они вживаются, примеряют на себя новую мерку, новую роль. И именно эта деятельность, на мой взгляд, очень способствует становлению человека в каком-то нравственном смысле и, безусловно, окрыляя, раскрепощает его.
В нашем спектакле «Весенняя сказка Берендеев» есть одна песня - это прощальная песня ДУШИ Снегурочки, которую сочинила Старкова Таисия, ученица 8 класса. Она сама написала стихи и музыку и исполнила ее в нашем спектакле. И это счастье для нас, а для неё, может быть, жизненный путь. И вот это, на мой взгляд, ещё одно важное подтверждение удачного названия нашего театра – «Со…при…частность», когда каждый вовлечен в самостоятельную творческую деятельность, причащаясь искусством, раскрывает часть себя.
Про ваш Фестиваль я могу так сказать, что это - та движущая сила, которая позволяет нам эволюционировать, прекрасная школа совершенства и обмена опытом. Безусловно, ваши мастер-классы, спектакли, которые мы за это время посетили, показывают те планки, к которым нужно стремиться, позволяют формировать здоровые творческие амбиции.
И, конечно же, для наших ребят важно находиться в сообществе единомышленников, потому что это ощущение коллектива. Вы даже представить себе не можете, вот они сейчас сидят там, волнуются, ждут, что мы придем и скажем им, после этого обсуждения здесь. И это и есть ощущение целостности, когда каждый несет индивидуальную ответственность за все то, что произошло, за другого в том числе . Порой кто-то забывает роль. Вы знаете, всегда есть тот, кто-то знает реплики всех героев наизусть . Чувство взаимопомощи и поддержки – это именно то, чего современному человеку не хватает, ведь в сегодняшней жизни каждый отделен барьером индивидуальности.
Эта общность в школьном театральном коллективе проявляется более открыто, более смело, более честно. И именно здесь устанавливаются связи между детьми разного возраста. Уходят старшие: многие десятиклассники в новом спектакле заменены восьмиклассниками, которые пришли на смену. И малыши появляются. Мы надеемся, что они будут достойными преемниками взрослеющих артистов. Особенность школьного театра в том и состоит, что как только артист вырастает, приходится всегда искать ему замену. И не важно, кем станут выпускники во взрослой жизни, но их вовлечённость в деятельность школьного театра, безусловно, останется ярчайшим переживанием юности, а может быть, и всей жизни. Одно можно сказать точно: сопричастность театру, пению и музыке не только раскрывает творческие способности детей, но и меняет человеческие судьбы и наклонности в сторону движения к СВЕТУ.
Что для жизни человека дает то, что он в юности занимался музыкой, театром?
Учащийся может стать кем угодно. Так и бывает. Руководитель студии Жукова Светлана Ивановна считает, что все физики одновременно и лирики. Очень многие ребята нашей театральной студии, в том числе Михаил Соколов (Мизгирь), Галина Фомина (Лель) учатся в математическом классе, готовятся к поступлению в МГТУ им. Баумана, и при их безумных нагрузках очень трудно находить время для того, что в жизни им не пригодится, но радость от сыгранных ролей окрыляет, увеличивая силы, раздвигая время.
Человек, всесторонне развитый, не может быть не обогащен театральной и музыкальной культурой… Музыка, являясь чувственным языком человеческой культуры, способна оказывать воздействие на этическую сторону души. И у человека даже технического склада ума это, безусловно, формирует глубину человеческого сердца, а что может быть важнее этого?
Люди, которые способны сопереживать, сочувствовать уже совершенно по-другому проявляют себя в открытой социальной среде. Да, они более уязвимы, но с другой стороны более человечны.
Музыка способствует, на мой взгляд, погружению человека в свой внутренний мир. Человек, который думает, размышляет, сочувствует, сопереживает, способен к внутренней эволюции, серьезному, обобщенному видению себя и мира.
В нашем коллективе есть дети непростые, и им театр помогает почувствовать свои новые возможности, свою собственную значимость, формирует ответственность перед другими людьми и перед самими собой.
Ещё одна позитивная составляющая школьной театральной студии - это родители, которые приходят в наш театр посмотреть на творчество своих детей. Для некоторых из них это становится порой важнейшим движением внутрисемейных отношений, рождающим дорогу от сердца к сердцу.
Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?
Безусловно, все начинается с семьи. Если Вы хотите помочь своему ребенку стать ЧЕЛОВЕКОМ, то устройте ему потрясение – хороший спектакль, например. Так мы с нашими детьми недавно были в РАМТе, на спектакле Юрия Ерёмина по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Великолепная работа! Никого не оставит равнодушным! Разбудит даже спящего, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Ведь в мире слишком много людей, которым никто не помог пробудиться». А потом ведите его в ближайший самодеятельный детский театр, благо в Москве есть куда идти. Только в рамках нашего фестиваля школьных музыкальных театров участвуют десятки интереснейших коллективов. Чем в более раннем возрасте это произойдёт, тем лучше для ребёнка и для Вас!