Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №72, Отличник народного просвещения, руководитель театральной студии «Со…при…частность».
Нужны ли ребенку, который не станет деятелем искусств, музыка, пение, театр?
На уроках литературы, проходя и анализируя произведения русских классиков, перед учащимися уже в 5-6 классе я ставлю задачу инсценировать эпизод из произведения. Данная творческая работа помогает ребятам понять, например, образ, прочувствовав его, показать свое понимание того или иного героя, его внутренний мир. А когда ребенок может спокойно высказывать свои мысли, свою точку зрения, когда может рассуждать и аргументировать свою позицию, а со временем вступать в дискуссию как с преподавателем, так и со своими одноклассниками, это прекрасно. И такую уверенность он приобретает, благодаря и урочным театральным инсценировкам.
Вспомним нашу главную героиню – Снегурочку. Никитина Мария - ученица 10-го класса, спрофилированного на МГТУ им. Баумана, девочка, которая в пятом классе руку-то боялась поднять на уроке, настолько не уверенный в себе был ребенок.
В прошлом году, когда мы первый раз показывали «Снегурочку» на Масленицу, её мама плакала, потому что увидела свою дочку , неуверенную, застенчивую, которая боялась слово сказать, в роли главной героини, отдавшей жизнь за чувство любви.
Или, например, возьмем очень интересный эпизод из жизни наших актеров. Когда мы только начали репетировать и решили вставить в спектакль музыкальные номера, народные песни, разобрав их на двухголосье, Филатова Полина, девушка, которая сегодня играла Бобылиху, так заинтересовалась и увлеклась пением, что записалась в ансамбль Международной песни «Диалог» при Мосгорсютуре г. Москвы и на сегодняшний день не только профессионально занимается вокалом, но и стала лауреатом Всероссийского конкурса «Офицеры России».
В школе я работаю более 30 лет и могу уверенно сказать: театр воспитывает ребенка, учит его жизненным ценностям, дает возможность найти свое нравственное начало, помогает самоутвердиться. Я говорю как о наших школьных постановках, так и походах на спектакли московских театров. Кстати, мы с ребятами очень часто посещаем РАМТ, театр им.Вахтангова, МХАТ им.Горького, театр на Юго-Западе, театр им. Маяковского и после каждого просмотра обязательно беседуем, анализируем увиденное. Конечно, в первую очередь рассуждаем о проблемах, затронутых в пьесе, но с интересом обсуждаем работу режиссера, светооператора, актеров. А с каким азартом спорим о танцевальных или песенных номерах-образах…
Что именно для жизни человека дает то, что он в детстве занимается музыкой, театром, искусством?
Умение чувствовать. И я считаю, что это самое главное в наш век. Не потеряться и уметь чувствовать природу и людей, уметь любить, дружить, уважать, сострадать. Потому что, к сожалению, души большинства наших людей очерствели, они не воспринимают красоту мира, духовную красоту мира. И второе – это умение общаться, потому что благодаря музыке, искусству, театру они постигают азы, то есть учатся общению с людьми и умению говорить, учатся отстаивать свою позицию и, выслушав собеседника, видеть в нем сотоварища. И ещё, что немаловажно, любому человеку, будь то врач, учитель, слесарь, необходима уверенность в себе. Не самоуверенность, а уверенность.
Что вы, как педагог, порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?
Чтобы они обратили внимание на то, что, к сожалению, они в первую очередь думают об образовании своего ребенка, что нужно сдать ЕГЭ, поступить в институт… А я ,конкретно ,на практике вижу : дети хотят творить, хотят на сцене воплощать свои мечты в реальность, хотят верить в добро и счастье. Многие же родители запрещают им участвовать во внеурочной творческой жизни. И поэтому я бы хотела, чтобы родители осознали и поняли, что главное – это душа, нравственный и духовный мир человека. И именно Вам, уважаемые родители, придется столкнуться с этими качествами своих детей в будущем, а не с их профессиональными качествами, какими они будут учителями, врачами, менеджерами. И я, пытаясь донести эту мысль до родителей, говорю все время о том, что главное: кто с нами останется , кто будет рядом в трудную годину старости?! Да, это наши дети! И то, что мы в них вложили, будет согревать наши души и дарить счастье новому, юному поколению.