Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Краснова Галина Сергеевна

 

Руководитель ансамбля русской народной песни "Любавушка" Центра образования №2006. Заслуженная артистка России, солистка хора им. Пятницкого.

Как Вы думаете, ребенку, который не станет музыкантом, певцом, нужны пение и музыка?

Я считаю, что  музыка, и песня нужны каждому человеку. Особенно – детям. Русская народная песня несет людям теплоту, доброту. От песни дети становятся добрее. Я всегда замечала: ученики, которые  несколько лет занимаются в коллективе,  меняются.  Они смотрят на мир совершенно другими глазами. Открытыми, добрыми. Они не только любят петь. Они узнают  традиции своего народа, проникаются исконно русскими обрядами и обычаями. Ведь народная песня – она питает душу человека. Она объединяет. У нас в коллективе уже стало традицией не только заниматься вместе, но и сообща отмечать русские праздники. Например, на Масленицу печь блины. От общения, основанного на глубокой любви к песне, к традициям, дети  начинают дружить. После занятий они даже не хотят уходить. Задерживаются, общаются. Песня их объединяет. Я не говорю, что каждый мой ученик  должен непременно стать артистом, певцом или музыкантом. Я сама 38 лет проработала в хоре Пятницкого солисткой. Я знаю, есть  определенные моменты, по которым возможно предположить: ребенок может стать артистом -  или не может. Есть у него это или нет. Если это есть, я  беседую с родителями, говорю, убеждаю, что  ребенка надо дальше развивать музыкально, отдавать, например,  в музыкальную школу. С гордостью могу сказать, что многие ученики моего коллектива играют на музыкальных инструментах, учатся в музыкальной школе. Я уже их веду, как артистов. Готовлю и вывожу на конкурсы. Они становятся победителями, лауреатами городских, межрегиональных и международных конкурсов.

А если ученик  не станет артистом, что ему дадут занятия в вашем ансамбле?

Вы знаете, я считаю, что русская народная песня – это целый огромный пласт, с помощью которого можно воспитывать, развивать, направлять ребенка. Можно сказать – пение – это очень благодарный метод воздействия на учеников. А уж как песня влияет на настроение! На настроение, нервную систему!  Дети становятся радостными, добрыми. Мы, конечно, поем  не только веселые песни, мы и вдумчивые поём, и лирические, и патриотические. Я даю детям разные произведения, чтобы они думали, изучали по песням быт и историю  нашего народа. Чтобы учились сочувствовать, сопереживать, чтобы ценили своих  друзей, уважали мам, пап, бабушек, дедушек. И стареньких и молодых. Это необходимо всем детям, особенно современным. Им  выдалось жить в очень непростое информационное время. Когда с экранов телевизоров на их восприимчивые души выливаются потоки совершенно недетских эмоций: агрессия, враждебность, злость… Сейчас, к сожалению, мало пропаганды идет русской народной песни, русских традиций, доброты, взаимопомощи. А я прививаю детям любовь к русской песне.  А потом как приятно, даже сидя в компании,  спеть душевную русскую песню, красиво и чисто. Это многого стоит.

Кроме того, песня, она ведь еще и лечит. Не только душу. Пение развивает дыхательную систему, координацию, слух. На занятиях мы занимается дыхательной гимнастикой по Стрельниковой. Многие дети приходят и  не могут дышать. Они говорят и задыхаются. А песня развивает легкие! Чтобы спеть музыкальную фразу в пении, это ж какое дыхание нужно! У некоторых оно есть от природы, у некоторых вообще нет. Дыханию тоже надо учить. Пение развивает,  лечит. Поющие дети меньше болеют. Это точно! А еще вы, наверно, замечали, что пение замечательно влияет на интонационную и смысловую стороны речи. Речь  становится выразительной, речевой запас слов пополняется. Поющие дети  и говорят по-другому, становятся  более уверенными в себе.  

Что вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью?

Я считаю, что с малых лет родители должны прививать детям любовь к музыке, пению. С раннего детства необходимо  ребенку петь колыбельные, давать слушать хорошие детские мелодии, песни. Не обязательно народные. Например, у Шаинского сколько прекрасных песен. Слушать, петь вместе с детьми, учить слова наизусть. Слушать сказки, которые сопровождаются музыкой. С пением развивается и слух, и фонематическое восприятие, и память.

А уж когда родители приводят детей в кружки пения, хочется, чтобы они  относились к этим занятиям очень ответственно, как к другим урокам. Потому что если родитель захочет, то и ребенок будет петь, играть, танцевать. Именно  у родителей есть возможность, право направлять своих детей. И первые успехи – это всегда  благодаря родителям. Это их труд вместе с ребенком. И с педагогом. А уж если занятия пениям всей семье по душе – это замечательно! Это и  здоровье, и удовольствие, и  радость общения! И в учебе песня помогает!