Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Кузнецов Алексей Николаевич

 

Лауреат Международных конкурсов, Руководитель Театральной Студии «Галёрка» ГБОУ НТЦ «Исток», композитор, артист-музыкант МХТ им. А.П. Чехова, аспирант Музыкально-педагогического факультета МГПУ.

Нужно ли пение, музыка, театр ребенку, который не станет музыкантом, артистом. А если нужно, то зачем?

Наша театральная студия – «Галёрка» находится в Центре юношеского научно-технического творчества «Исток». Многие дети приходят в Центр прежде всего заниматься основными его направлениями – это радиоэлектроника, авиа и судомоделирование, общая техника, информатика и др. Проходя мимо актового зала, в котором идет репетиция, останавливаются, слушают… и, набравшись смелости, заходят посмотреть. С этого момента начинается их жизнь в театральной студии.

Безусловно, есть и те дети, которых специально в студию приводят родители. Такие дети делятся на две категории. В первом случае это дети с ярко выраженными способностями к театральному и музыкальному делу, родители которых хотят эти способности развивать. Другие дети – наоборот, с какими-то проблемами. Проблемами речевыми, ритмическими, слуховыми и просто с проблемами в общении. Родители таких видят надежду и способ решения этих проблем в музыкально-театральных занятиях.

Не буду голословным. В сегодняшнем спектакле, в самой маленькой эпизодической роли, играл мальчик, который пришел к нам в Студию заниматься три месяца назад. Его мама очень просила научить сына общаться с людьми и просто, хотя бы, внятно говорить. В детском саду музыкальных занятий не было, в школе музыки нет (а он уже во втором классе учится!) и дома никто не поет. Так вот, когда он начал ходить на занятия, его поведение было почти асоциальным. Он ни с кем не разговаривал, постоянно старался привлечь к себе внимание всяческим баловством. (Например, когда вся группа сидя выполняла какие-то упражнения, он вставал, говоря, что устал сидеть; когда группа стоя в кругу или около своих мест продолжала заниматься – он падал на пол, на ковер, говоря, что не может стоять; и это только маленькая часть таких его «выкрутасов». Поначалу мама его заставляла посещать Студию, а он чуть ли не рыдал, брыкался, не хотел идти.) Прошло три месяца. За них этот мальчик успел выступить в двух концертах, сыграть в небольшом спектакле, подготовленным с группой первого года обучения и даже поучаствовать в спектакле более старших и опытных детей. Это всё ему очень помогло – теперь он с огромным удовольствием приходит на занятия, стал общаться с другими детьми, а с некоторыми и подружился. Раньше он не пел, но теперь стал интонировать; стал открываться, общаться. Его мама сказала мне на днях, что он и в школе начал по-другому себя вести – стал лучше общаться с одноклассниками и даже успеваемость улучшилась.

Действительно, мы не выращиваем больших артистов, не ставим цель сделать из детей певцов или драматических актеров. Основная наша цель тесно связана с моим диссертационным исследованием, в котором разрабатывается технология, обучения музыкальному театру, благодаря которой, учащиеся обретают навыки приспособления, необходимые в жизни каждому: умение общаться, вливаться в новый коллектив, менять социальную позицию в уже сложившемся коллективе, как в трудовом, так и в нетрудовом коллективе, и даже умение построить семью и благополучно жить в ней.

Я и мои коллеги считаем, что именно музыкально-театральная деятельность имеет наибольший потенциал в развитии навыков социальной адаптации. Это подтверждается на практике: выпускники нашей Студии, выбравшие по жизни самые разные профессии, часто приходят и благодарят, за то, что мы им помогли научиться жизни, помогли понять, кто они и кем хотят быть, как, где и что можно делать в различных жизненных ситуациях, выстраивать человеческие отношения. Нет ничего доказательней и главное, приятней, таких благодарностей.

Что вы порекомендовали бы родителям, с воспитательной точки зрения, которые будут читать это интервью?

Ребёнку музыка нужна для того, чтобы он стал более разносторонне развитым человеком. Тому, кто занимается музыкой, точные науки даются намного легче. Не зря говорят, что музыка и математика очень близки. Безусловно, становится богаче внутренний мир, углубляется видение мира и жизни, развивается художественное мышление, восприятие других видов искусства, да и во всего остального - музыка всему очень помогает. Она обогащает человека, раскрывает его возможности, помогает человеку видеть обычные вещи под другим углом зрения.

Родителям хочу посоветовать - пока ещё есть возможность бесплатно получить образование, связанное с искусством, с музыкой, нужно, не задумываясь, вести детей учиться.

Ведь не зря в дореволюционной России в каждой уважающей себя семье, дети, да и взрослые музицировали: пели, играли на музыкальных инструментах. Общая культура личности и общества в то время была куда выше, чем последнее время. Сейчас, к счастью, это возвращается. Многие дети занимаются в музыкальных школах, в центрах дополнительного образования, берут уроки у репетиторов, возвращается музицирование дома. Я считаю, что это очень хороший знак для будущего нашей страны.