Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Марина Анатольевна Боровик

 

Марина АнатольевнаЗаместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра образования №2006. Учитель математики высшей категории.

Как педагог и руководитель, как Вы считаете, нужно ли обычному ребенку, обыкновенному школьнику, который не станет певцом, артистом балета, скрипачом и т.д., нужны ли ему музыка, пение, танцы, художественная деятельность?

Обязательно нужны. Сейчас дефицит разностороннего образования в обществе. В связи с тем, что у нас Центр Образования, а не просто общеобразовательная школа, мы имеем возможность расширять пространство дополнительного образования. И Вера Алексеевна Илюхина, когда только начинала работу директором, уже планировала, что и как будет в нашей школе. И музыкальные классы-студии, и актовый зал, хореографические и спортивные залы. Она предвидела развитие широкого спектра кружков, дополнительных занятий. Вера Алексеевна сама прошла через это будучи школьницей. На баяне играла, танцевала, пела. И как говорит, все это в жизни ей очень пригодилось. Мы тоже поддерживаем эту позицию. Ребенок должен всесторонне развиваться. Если он будет исключительно математиком, то это будет сухой математик. Музыка, хореография, изобразительное искусство, то есть эстетическое воспитание должно быть обязательно доступно каждому ребёнку.

А для чего? Что ребенку в будущем это дает, для его жизни? Не обязательно он станет артистом. Он может стать инженером, рабочим или руководителем в какой-либо области.

Наукой доказано, что музыка лечит, не только душу, но ещё и тело. Многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии – Пифагор вылечивал молодых людей от алкоголизма, прописывая им музыкальную мелодию в особом ритме и стиле; Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы; Авиценна называл музыку безлекарственным способом лечения и ставил её в один ряд с диетой, ароматерапией и смехотерапией. Сеченов, Боткин и Павлов использовали музыку при лечении стрессов, а Бехтерев пришел к выводу, что музыка избавляет от усталости, лечит страх, положительно влияет на систему кровообращения и дыхание. Есть ещё такой факт, что Жерар Департье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. Таких примеров множество.

В наше время стало набирать обороты и такое направление, как танцетерапия. У нас в Центре есть такой уникальный педагог-хореограф с медицинским образованием Алина Эдуардовна Филиппова, которая успешно соединила лечебную физкультуру с танцетерапией. И уже есть свои положительные результаты.

Даже если ребёнок не станет профессиональным исполнителем, приобщение к русской песенной культуре обогащает духовно. Через русскую песню, говорят, душа русская постигается. Танцы развивают координацию, дисциплину. Рисунок обогащает воображение, шахматы - логическое мышление. Шахматы, как вид спорта – это и интеллектуальное развитие ребенка и красота. Партии, которые разыгрываются – это тоже искусство. Шахматы можно отнести и к виду искусства, и к спорту и к интеллектуальным наукам.

Жизнь без искусства скучна, это просто существование. Искусство – это красота, прежде всего. Я могу быть отличным инженером, но как человек я не состоюсь без искусства, без музыки. Это эстетика, это все прекрасное, что нас окружает, это тонкость человеческой души. У нас в Центре очень много разносторонне развитых талантливых педагогов. И дети, глядя на таких людей, хотят им соответствовать. Обычный урок музыки в школе проходит один раз в неделю. Ребенок пришел, послушал, посмотрел. А потом подходит к учителю и говорит: «Ольга Александровна, я хочу так же как вы, научиться играть на синтезаторе. Научите». Это плохо? Это хорошо. Учитель литературы, если он просто будет вести уроки, читать книжки – это хорошо, а если в урок внести эмоции, включить театрализованное действие, то это зажигает, ещё как зажигает – ребёнку интересно, хочется учиться! Интерес, увлечение у многих может перерасти и в профессию. Почему нет? Допустим, у нас работает Наталия Дмитриевна Овсиенко - руководитель студии изобразительного искусства. Она физик по образованию, Бауманку закончила. Но сама всегда любила рисовать. Сама начала, сама где-то на курсы походила. Увлечение переросло в профессию - она прекрасно работает с детьми. На данный момент Наталия Дмитриевна является членом творческого Союза художников России.

«Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Ричард Флорида. Ваша точка зрения на это высказывание?

Я считаю, что все в нашей жизни взаимосвязано. Если человек занимается только чем-то одним… даже если взять одно только искусство. Только музыка, и ничего больше не признаю. Или наоборот, я – прораб, занимаюсь строительством – остальное меня не волнует. Это ущербные люди. Вот они встретились, и поговорить особо не о чем – не интересны друг другу. Так и до конфликта недалеко. Ну, это утрированно, конечно, но все-таки. Не удержусь, приведу пример. Считаю, что это хотя и косвенно, но относится к вопросу. Учитель математики, информатики Алексей Юрьевич Ельков – наука и техника – его стезя. Как вы думаете, интересен такой «сухарь» педагогам дополнительного образования - руководителю театральной студии, хореографу и музыканту? Какие общие темы для разговоров у них могут быть? … А вот находят свои точки соприкосновения и эти, такие разные люди. Благодаря полученным в школе навыкам, Алексей Юрьевич играет в школьных драматических и музыкальных спектаклях, пишет стихи и музыку, играет на гитаре, да к тому же занимается с ребятами патриотического клуба «Ратник» - участвует в поисковых экспедициях. Какой пример для подражания! А наш родитель Сергей Маркленович, серьезный, деловой человек, всю жизнь занимался бизнесом. И вдруг увлекся танцами. Своё увлечение принес нам в школу – и теперь русский бал – это увлечение и общее дело всего Центра образования № 2006. Русский бал – это возрождение традиций, это инновации в нашем дополнительном образовании.

В любые времена художник черпал вдохновение в природе, окружающем его мире. Современное искусство разнообразно – без новых технологий, думаю, оно потеряет актуальность для нашего будущего, для наших детей. Все новое в современном мире – это продукт творчества, продукт сотворчества науки и искусства. Я в этом убеждена. Одни механически приобретенные знания – ничто. Ими надо научиться пользоваться, их нужно научиться не просто применять, а применять в нестандартных ситуациях и даже креативно. Тогда успех обеспечен. Именно так человечество развивается, именно так появляются новые технологии и в науке, и в искусстве, и в технике. Союз науки и искусства – великий двигатель технического прогресса.

Что вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью.

Детей нужно привлекать к творчеству. Я понимаю, что сейчас очень важно общее образование. Такова тенденция в развитии образования. Все больше родителей определяют путь развития своего ребенка – записывают детей на углубленное изучение английского языка, на информационные технологии. Но всё же нельзя забывать об эстетическом воспитании, о развитии художественного вкуса каждого ребенка. Творчество, креативность, развиваются, прежде всего, такими видами деятельности, как музыка, вокальное искусство, хореография, театральное искусство, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Посещая кружки и другие творческие объединения мы получаем начальное эстетическое образование, которое в будущем даст свои плоды в любой профессии. Есть примеры из жизни. Одна из мам нашего ученика твердо уверена, что бухгалтер – профессия творческая, но это дано увидеть не каждому, все зависит от полученного образования не только в институте, но и в школе. Она считает, что ей повезло в этом плане, так как в свое время занималась в школьных кружках – театральном и художественно-графическом. В дополнительном образовании мы все черпаем вдохновение, интерес к жизни, проектируем свое будущее, открываем новые законы в физике, в математике. Наши учителя применяют свои творческие навыки на уроках по любому предмету. Развивая, таким образом, творческие способности ребят. И обязательно это перекликается с дополнительным образованием - с искусством, музыкой, с красотой. Родителям, советую не забывать, что это не менее нужные занятия для ребенка, а может быть и более жизненно важные. Именно благодаря дополнительному образованию дети вырастают всесторонне развитыми, творческими личностями, способными создавать красоту вокруг себя, творить добро и изобретать нанотехнологии, необходимые для развития современного мира. Гармоничное развитие ведет к гармоничному сочетанию окружающей действительности с природой. Это важно в наше время.