Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Мастер-класс в Пироговской школе

 

28 января 2011 года в Пироговской школе состоялся мастер-класс по режиссуре режиссёра, сценариста, руководителя детской школьной студии «Начало» Евгения Михайловича Фридмана. 

Спектакли по его сценариям идут в театрах Петербурга, Москвы, других городов. Театральной студией «Начало» он руководит более 32 лет, через неё прошли детей.

Мастер-класс начался рассказом о студии, принципах работы, о задачах актёрской игры в новой постановке театра – спектакле «Барышня-крестьянка».

- Главное, что вынесет зритель, то, что мы должны нести в зал, что в конечном счёте получает зритель, что идёт со сцены, какой месседж – что за эту судьбу, это счастье нужно бороться!

Режиссёр рассказывает о Пушкине, его жизни и творчестве, о ситуациях человеческой жизни и движениях души, сложном выборе - тогда и сейчас. Люди попадают в ситуации выбора, мечтах о счастье, как они борются за счастье – и как это показать на сцене.

Евгений Михайлович представил сотрудников, благодаря чьей работе становятся возможны спектакли детей:

- Елена Владимировна Третяк, педагог музыкант, но этим её роль не ограничивается, она - «наше всё».

- Мой бывший ученик, выпускник 98 года, Алексей Смола, наш звуковик

- Катя Королёва, она сыграла Каштанку, Змею, сейчас играет Лизу Муромскую.

- Никита Борисов, не будь его, такого выбора спектаклей не было бы. Он может и на олимпиаду по литературе, по русскому языку, и поёт, и куда угодно.

- Гриша Лундин – играет второй спектакль.

- И две актрисы – они играли в «Волшебном саде», Даша Филиппова играла Маленького Принца, и Алина Ильичёва, обе они студентки МГУ, факультета глобальных процессов.

В ходе мастер-класса Евгений Михайлович рассказывает о замысле, о том, как строится репетиция, как ставится спектакль с самого начала – упражнения, распевки, как выстраиваются детали, каждый элемент, всё, что остаётся за кадром для зрителя. Подробно режиссёр разъясняет оттенки характера, реалии того времени, социального слоя, к которому принадлежат герои, как выстраивается диалог, обсуждает с актёрами, какая логика в каждом движении. Как различается манеры дворянки и крестьянки. В нашем присутствии показываются упражнения, разыгрываются сцены из будущего спектакля.

Некоторые станут артистами, свяжут с искусством свою жизнь, другие навсегда станут поклонниками театра. Это поможет им в различных ситуациях жизни - понимать движения души и мысли разных людей, выстраивать общение, не теряться в различных ситуациях жизни, убедительно говорить, найти выход из сложной ситуации. Они навсегда обретут в искусстве духовную опору. Игра в театре развивает творческие способности, воображение - в любой профессии это есть.

 - У нас все классы дружат, театр очень объединяет.

- Я с первого класса занимаюсь театром, это колоссальный эмоциональный выброс, хочется ещё больше играть.

- Моя мечта несбыточная – репертуарный детский театр. Когда-то это было. Спектакли для совсем маленьких, для среднего возраста, для 15-17-летних. Тогда были спектакли-чемпионы, их удавалось показать больше 20 раз. К примеру, был спектакль Льва Устинова, его сейчас почему-то не ставят, и даже не знают этого автора, «Большой подарок для самых маленьких». Чтобы для таких театров в течение годы была открыта сцена, чтобы туда могли прийти люди. - Евгений Михайлович Фридман

-С первых минут, как только я сюда попала – энергетика, ощущение, атмосфера творческой свободы, посыла… Видно, что дети, как я называю, заражены. Инфекция творчества. Они этим болеют, они в этом купаются, наслаждаются. И это не только для себя делают, а для зрителей. Они передают, транслируют, что будет дальше, дальше ведут… Вот это мне очень было приятно. Сразу поднимает свое внутреннее состояние как у зрителя. Очень много таких тонкостей в плане режиссуры и работы с детьми. Интересного очень много. Сегодня остались некоторые вопросы, как это делается, кухня изнутри, всегда интересно, как у всех общие проблемы у нас, да? Даже для профессионального творчества. У всех проблема единая. Но вот как разные педагоги находят разные пути решения этой проблемы, вот это всегда вызывает интерес, Всегда хочется найти ответ на эти вопросы. Для меня, как для педагога, как для человека, зрителя, мне очень полезный опыт был. – Светлана Алексеевна Захарова, хормейстер школы искусств "Юность"

- Как я не хотела ехать, и как я не пожалела что приехала. Великолепный режиссёр. Спектакль мне очень понравился, хотя я не до конца поняла. Я с маленькими работаю, он с большими, но мы похожи. Какие у него дети, как они это любят, готовы браться за любую работу, это очень здорово. Очень понравился и сам спектакль, и ребята, и педагог великолепный, и репертуар как они выбирали. ОН воспитывает на классике, это очень здорово, что они приближаются через пение, через музыку. Это очень трудно сделать, пробиться – сейчас дети не читающие. Ребята просто изумительные. Очень много полезного для себя как для педагога нашла, он очень глубоко копает, ищет подходы. Очень нравится, что они нашли свою команду, что поддерживает администрация, так они создают качественный продукт. Ольга Алексеевна Михалёва, режиссер-постановщик, музыкальный руководитель театра "Детский остров", педагог высшей квалификации, кандидат педагогических наук.