Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Михалёва Ольга Алексеевна

Режиссер-постановщик, музыкальный руководитель театра "Детский остров", педагог высшей квалификации, кандидат педагогических наук.

Нужна ли ребёнку, который не станет профессиональным музыкантом, классическая музыка?

Не просто нужна, а необходима. Также, как каждый человек знает буквы и умеет читать, ребенок должен уметь разбираться в музыке, ее понимать. Это чудесный мир, огромный пласт культуры, богатство человечества. Человек, который не может войти в мир музыки, обездолен, также как если бы у него не было ушей, голоса, глаз. Мне кажется, и музыка, и театр, а театр в особенности, затрагивает душу… Для меня показатель зрелости – это готовность ребёнка сыграть роль: это огромная ответственность, и насколько он готов взять на себя ответственность сыграть эту роль, поделиться со зрителями радостью, счастьем…

Я занимаюсь с детьми музыкальным театром уже 30 лет, и встречаю своих учеников где угодно. Они не стали актёрами, но это и не нужно – главное, что они почувствовали радость творчества, и несут её дальше в свою семью, своим друзьям. Недавно, в театре, я встретила свою ученицу, она стала архитектором, она спросила:

 - А Вы меня помните, - я Весну Красну играла? Спасибо Вам большое! Я ее спросила, пригодилась ли ей театральное искусство? Она ответила, что да.

Я думаю, что когда дети занимаются музыкой, театром, они начинают по-другому, творчески, относится к любому делу. Эмоционально проживая роль, они принимают условия игры: когда ты сам что-то отдаёшь людям, к тебе потом это возвращается сполна. Этот обмен даёт огромное количество возможностей человеку развиваться, расти. Когда дети находятся в творческой среде, перед ними открывается другая жизнь, - огромный мир прекрасного. И этот мир должен быть открыт для всех детей! Это преступление, лишать ребёнка мира культуры и искусства. Но если для ребёнка этот мир закрыт, он становится чёрствым, не может сочувствовать, переживать, потому что он не прожил, не сделал его своим.

Я какое-то время работала в частной школе, и помню, когда весь мир отмечал 200-летие А.С. Пушкина, а дети говорили - опять этот Пушкин! Для них мир Пушкина оставался закрытым, и мы с учительницей литературы договорились, что на уроках театра они будут играть то, что они изучают на литературе. И мы сыграли фрагменты всех сказок Пушкина! И потом, когда они погрузились в этот мир, перевоплотившись в роль Балды, Царя Салтана, Старика, Старуху, и др., Александр Сергеевич стал им ближе и понятнее. Театр помог им прожить, присвоить, сделать «своей» великую литературу.

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью?

Отдавать детей заниматься музыкой, театром, самим играть с детьми, смотреть спектакли. Обязательно создавать домашние театры. Это та культура, которую мы частично утеряли. Театр - этот тот мир, который помогает ребёнку стать настоящим человеком.