Доктор философских наук, профессор, академик Академии политической науки, автор ряда известных монографий и статей по проблемам образования и воспитания.
С Вашей точки зрения, нужны ли занятия музыкой, искусством для ребёнка, который в будущем не станет профессионалом в этой сфере?
Основная цель образования – создание человека. Вернее, создание условий, для того, чтобы у ребенка развивались необходимые свойства человека, то есть те свойства, которые делает человека человеком. В отличие от животных, человек - существо очень сложное, и его качества развиваются постепенно и трудно, поэтому в образовании необходимо развивать их до уровня, наиболее возможного в современную эпоху. Двадцать лет длится воспитание, даже больше, двадцать два - сначала дома родители, потом в детском саду, школа, вуз… И все равно масса людей не развивают эти человеческие качества до необходимой полноты, поэтому их даже сложно называть людьми. Многие философы их людьми не называют. Да, к сожалению, даже такой человеколюбивый философ, как Ф.М. Достоевский, даже он говорил о том, что человек находится в состоянии, далёком от звания человека.
Такова цель образования, такова задача. Не знания, не профессия, это все вторичные задачи образования. Профессионал или человек, получивший диплом по какой-то специальности, но не ставший человеком во всей полноте развития человеческий свойств, будет малоконструктивным работником, и, более того, может быть и разрушителем. Мы сегодня наблюдаем массу этих разрушителей, которые имеют не только дипломы вузов, но и учёные звания, когда доктор юридических наук, заведующий кафедрой права ворует, когда главный прокурор области ворует, совершает уголовные преступления. Это означает, что в этих подобиях людей не развиты основные человеческие качества (их выявляет философия).
Американский психолог и психиатр В. Франкл провел огромное количество исследований, включающих десятки тысяч человек. Он обнаружил, что отсутствие идеалов, смысла жизни, высоких смыслов жизни, - не то, кем работать и как деньги зарабатывать, - а полный смысл жизни, для чего жить, и оказалось, что отсутствие такого смысла приводит к самоубийствам, алкоголизму, наркомании. Отсутствие идеалов, смысла жизни у детей также приводит их к самоубийству, алкоголизму, наркотикам, к антиобщественному поведению и т.д. Задав вопрос выпускникам Гарвардского университета через 20 лет после окончания ими университета, он услышал от них следующее: у нас есть все: автомобили, холодильники и все на свете. Нет только одного, мы не знаем, зачем жить и стоит ли жить. Вот к чему приводит, упор на то, что важно только зарабатывать деньги, - к обеднению человека, скуке и, в конечном счете, нежеланию жить. Если родители этого не понимают, то они уже закладывают уничтожение своего ребенка, поскольку как человек он не развивается.
Далее. Без искусства практически невозможно развитие человека во всей полноте его необходимых качеств. Каждый вид воздействия на человека односторонен. Даже, увы, педагогика. Что развивает педагогика? Рациональные стороны, память, способность к конкуренции, и даже агрессию. Школа выпускает, пользуясь термином Ф.Шиллера (он был философом, у него есть письма об эстетическом воспитании), частичного человека, осколок человека, а не человека во всей полноте.
Искусство же воздействует на все стороны человека. На его сознание и внесознательные сферы, на его мысли, чувства. Не только на чувства, но и создает, или формирует культуру эмоциональной сферы, этой почти физиологической сферы непосредственной реакции, развивает интуицию, творчество, подвижность психики, воображение, без которого творчество невозможно, гармонизирует все стороны человеческого существа, его телесную и духовную стороны и весь внутренний мир. Вплоть до того, что обеспечивает работу мозга. (Физиологи обнаружили, что когда дисгармонизированы части нашего мозга, то мозг не выдает мысли, там идут электрическо-химические процессы, но мышления не происходит. Только когда все стороны мозга сгармонизированы, тогда идет плодотворный мыслительный процесс. Искусство у тех, кто с ним общается, гармонизирует все части мозга, обеспечивая необходимое мышление. Поэтому физиологи рекомендуют, в частности, детям, даже когда их ещё только вынашивает мать, читать стихи.
То же самое делает музыка, королева искусства. Подытоживаю. Поскольку гармония – основное свойство искусства и правильное его восприятие (не лжеискусства!) развивает все стороны человека, то без искусства полноценное, полное развитие ребенка до человека невозможно.
Далее. Музыка и театр. Музыка – это чистая эстетика, особенно инструментальная музыка. Ведь в ней нет элементов нашей несовершенной действительности. В ней звучит только чистая гармония, чистое прекрасное. Более того, идет развитие духовности. Более того, она обеспечивает духовное развитие слушателя, формирует бытийное сознание. Бытийное сознание – это чисто человеческое сознание, когда человек вбирает в свое сознание всё бытие, весь Универсум, Вселенную и оценивает явления жизни и свои поступки, исходя из этих гигантских масштабов. Музыка космична. Особенно современная музыка. Я могу сослаться на профессора Московской консерватории В.Н.Холопову. Она в монографии о современном композиторе А.Шнитке пишет, что в его музыке наличествуют выходы в космос, и что сам А.Шнитке думает о современной музыке как о музыке космической. Но она всегда была космической. Просто раньше композиторы не ставили такой задачи специально, они невольно становились «космистами», потому что они ловили гармоничные звуки, которые пронизывают Вселенную. (Эти звуки сейчас записаны - звуки сжаты при помощи ЭВМ, чтобы ухо человеческое уловило, и оказывается, это очень гармоничная музыка). Вообще космос гармоничен. Если бы у нас не было веры в гармонию космоса, то никакая наука не была бы возможна. Это я цитирую А.Эйнштейна. Примерно то же самое говорил В.И.Вернадский. Музыка – это чистая гармония, красота, эстетика. Человек, который способен воспринимать музыку и другие виды искусства, он невольно гармонизируется. Правда, должен огорчить. Исследования, которые были проведены социологами несколько лет назад, показали, что только 3-5% учащихся старших классов умеют воспринимать искусство как искусство. Все остальные воспринимают его как публицистику, педагогику, развлечение, изображение жизни, хотя у искусства нет такой задачи, и т.д. То есть коэффициент полезной деятельности учителей - литераторов, музыкантов, изобразительного искусства – 3-5%.
Театр особенно воздействует на самих исполнителей, на создающих искусство. Человечество долгое время не имело профессиональных деятелей искусства. Все были втянуты в его создание. И кстати, такого времени, когда не было искусства, не зафиксировано. Как только человек появился, появилось искусство, потому что оно развивает человека, делает его полноценным человеком. Подымает на вершины возможного человеческого развития. Все эти ритуалы, которые были в племенах, рабовладельческих и других обществах, эти ритуалы исполнялись всем обществом, все члены племени, рода принимали в этом участие. Когда стало происходить разделение труда, появились профессионалы, то восприятие искусства со стороны стало совершаться очень трудно. И до сих пор эти трудности существуют. Масса людей просто не умеют воспринимать искусство. Если не умеют воспринимать, то воздействие искусства на них минимально. А лжеискусство «развоспитывает» человека, расчеловечивает человека. И даже отрицательно действует на здоровье. Многие родители не знают этого. В принципе все эти поделки эстрадные должны быть или запрещены или надо информировать школьников, насколько они вредны.
В чем эффект театрального искусства? Как оно воздействует на самого исполнителя, особенно школьника? Он проникается содержательностью роли, которую он исполняет, или в спектакля в целом. Даже есть специальная форма воспитательной тренировки, когда она проводятся в театральной форме. При этом методисты сами создают небольшие постановки. Даже если ребенок играет роль отрицательного человека, он осознает, что это отрицательный человек, и очень хорошо проникается пониманием того, как он отрицательно воздействует на окружающих людей, на отношение людей к нему и т.д. То есть прямо вовнутрь этого человека входит содержание искусства, духовное содержание искусства.
Вторая сторона театра – коллективное творчество. Подростки, юноши, создающие спектакль, начинают невольно чувствовать, а потом понимать, что успех приходит тогда, когда мы действуем вместе. Вот так искусство воздействует на воспитание человеческих качеств.
Моё впечатление от спектакля. Как вы знаете, есть две шкалы, если говорить грубо: театр переживаний Станиславского и театр представлений Мейерхольда. Я смотрел спектакль «Кот в сапогах» (режиссер и композитор А.Н.Кузнецов), и видел, что здесь нет ни того, ни другого театра. Дети играют, понимают, что они играют. Они разыгрывают, и это так непосредственно, так интересно, так впечатляет, что ими любуешься. Я думаю, для них самих это полезно. Это игра. Они начинают понимать, что такое на самом деле искусство. Учатся понимать, чувствовать, развивается интуиция, подсознание… Искусство и есть некоторый момент игры. Ну а игра, как вы знаете, самый эффективный способ в детстве формирования тех или иных человеческих качеств. Главное – это такая непосредственность, и она и формирует в них эту открытость, непосредственность, поскольку они там играют. А.Н.Кузнецов создал очень гармоничный спектакль, переходы от эпизода к эпизоду происходят естественно, актёры-дети увлечены игрой, спектакль идет как единой живое целое и доставляет удовольствие зрителю, как и детям.
Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?
Приучите детей читать стихи, с самого раннего детства. Я могу сослаться, например, на своих детей, когда мой ребенок забирался на стол и детским голоском говорил: «Афанасий Афанасьевич Фет, Федор Иванович Тютчев», и читал нам наизусть их стихи. У него формировался философский склад ума, уже с детства. И это настолько развивает, что он уже студентом фактически написал кандидатскую диссертацию. Исполнение музыки, стихотворений, игра в спектакле развивает и гармонизирует, как показали западные физиологи, все существо маленького человека. Воздействие музыки такое сильное, что она развивает все стороны человека и его возносит на высоту сознания, на высоту разума, на высоту духа.
Театр развивает в равной степени. До сих пор помню спектакль по пьесе Островского «Лес», я его смотрел в возрасте три года, и он произвел на меня сильное впечатление. У детей, когда они впервые смотрят балет, даже физиология работает, начинают болеть мышцы ног, как после физзарядки. Детям надо самим создавать произведения искусства. Есть у нас такой психиатр, Владимир Райков, он излечивает тяжелейшие психические болезни, которые врачи не могут излечить, с помощью живописи, когда сами больные создают живописные произведения. Когда они это делают, у них гармонизируется психика. Любые виды искусства прекрасны, но как мы говорим, королевой искусств является музыка, а принцессой назовём поэзию. И, конечно же, своим примером показывайте, что вы, родители, любите истинное искусство.
Еще раз подчеркну: родители, считающие, что школа – лишь средство подготовки к поступлению в вуз и дальнейшего получения специальности, вредят своим детям. Специалист только тогда является хорошим и уважаемым работником, когда он развит как человек во всей полноте человеческих свойств. В противном случае его ждет неудовлетворение работой, жизнью со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Данный закон, если родители действительно желают счастья своим детям, а не удовлетворения своих амбиций, должен быть хорошо ими усвоен и претворен в жизнь. Желаю им успеха в подготовке детей к плодотворной и удовлетворяющей их жизни.