Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Ольга Олеговна Лебедева

 

Преподаватель вокального класса,председатель предметно-цикловой комиссии "Вокальный класс" Педагогического колледжа №7 "Маросейка" г. Москвы.  Почётный работник среднего профессионального образования. Ветеран труда.

 

Нужно ли обычному ребенку, который не станет певцом и музыкантом, знать классическую музыку, петь?

Однозначно да.

Если да, то для чего? Что ему это даёт в жизни? Для чего ему это, если он не станет деятелем искусств?

Уверена, в любом случае очень много - развивает уверенность в себе, умение заниматься творчеством индивидуально и в команде себе подобных, что в свою очередь помогает освободиться от внутренних комплексов, тренирует стрессоустойчивость. В процессе творчества воспитываются и развиваются разносторонние интересы.

Кроме того, сам творческий процесс, будь то рисование, танец, игра на инструменте, пение – это вообще является самовыражением человека. Надо сказать, что, например, певческий процесс физиологически приятен. Если нам нравится что-нибудь вкусное, мы же всю жизнь готовы есть это время от времени, и испытывать удовольствие. И мы не задаем себе вопрос, а почему мы это делаем? Потому что мы не можем без этого. Априори господь Бог так устроил

Пение простейший и первейший вид музыкального творчества. Голос – музыкальный инструмент внутри нас. Петь - такая же человеческая потребность, как и многие другие, её невозможно задушить, уничтожить. Потребность самовыражения через пение, занятия музыкой, слушание музыки, возможность черпать из музыки богатства эмоционального мира и через это развивать свой собственный мир, утончаться – она есть у каждого ребёнка. Утончение происходит во всём, и не в последнюю очередь утончается интеллект, способность к различению тонких деталей. Исторический опыт говорит о важности музыки для интеллектуального развития. Интеллект начинает развиваться от мелкой моторики руки при обучению письму; музыка, благодаря тонким эмоциональным оттенкам, которыми она богата, даёт возможность испытывать эмоциональные переживания, которые запечатлеваются и делают человека тонким, отзывчивым и современным, а не доисторическим дикарём – жестоким, кровожадным, примитивным.

 Пение – это самый первый и самый доступный способ музицирования.

 Музыка, обучение музыке, игре на музыкальных инструментах были приняты в Древней Греции наравне с математикой. Работа психологических лабораторий у нас, в США, в Канаде говорят о том, что занятия музыкой равны занятиям математикой по степени внутренних связей в области интеллекта. Логика, последовательность, дифференциация, все интеллектуальные функции присущи музыке в такой же степени, как и математике. Корневая основа по характеру внутренних связей для математики и музыки общая. Исследования свидетельствуют о явной статистической зависимости

Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?

Во-первых, самим попытаться заняться чем-то в области музыки, чтобы понять, в какой степени и в какой мере это нужно их детям. Пропустить через себя. Станет понятно, насколько это может быть непросто - требует труда, настойчивости и терпения; во-вторых, многие наверняка увлекутся музицированием и поймут, что это очень интересное занятие и поэтому необходимо их детям. Для того, чтобы потом разговаривать с ними на одном языке. Возможно, таким образом, решение поколенческого вопроса может пролегать и через эту область.

Каждое новое поколение создает свою музыкальную среду, и если вкусы и привязанности разных поколений как-то не пересекаются, не смыкаются, то получаются разные сообщества. Вот там где-то родители, а там где-то дедушки-бабушки, а там вообще какие-то доисторические люди ходят. А вот здесь, типа, мы. А ведь тут тоже можно проследить связь времен.

Сейчас идут предвыборные дебаты и прочие рассуждения, митинги и т.д. Ни на одном из них ничего не слышно о том, «а как же нам преобразовать культуру?». И более того, есть у меня одна мысль, она все время живет во мне и я очень часто её высказываю людям. Речь идёт об общественном состоянии нравственности. К сожалению, к явлениям культуры как и ко всему сейчас, относятся с позиции коммерческой выгоды. Я считаю это безнравственным.

 Если к культуре относится с позиции бизнеса – будет ли нам выгодно или не будет, и что мы можем получить от неё,- то это подход абсолютно безнравственный, как будто общество наше забыло нравственные пределы и основы.

Когда появляются аргументы экономической выгодности, то все уходит в сферу материальных ценностей. Но духовные запросы человека не подчиняются этому. Никогда! Ни при каких условиях! Не подчиняются соображениям выгоды - сколько мне за это будет и смогу ли я заработать. И сколько это стоит. И если дорого, значит, мне плевать на это. Тогда мы рубим вообще все под корень. Вообще всё!

 Если нет культуры, традиций культуры, то молодые люди дезориентированы в жизни, не знают, кому и во что верить, не понимают простых вещей.