Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Расцветаев Леонид Орестович

Руководитель музыкального театра "Солнечный ГНОМ" Московской Детской музыкальной школы им. Гнесиных.

 

С Вашей точки зрения, нужно ли ребёнку, который не станет профессиональным музыкантом, артистом, заниматься музыкой и театром?

Конечно, нужно. Самое важное в воспитании – формирование личности. Основополагающими принципами воспитания личности с древности были Истина, Добро, Красота. Они всегда держали человека «на плаву», не давая ему погрязнуть в проблемах материального мира, жестокости и пошлости. Это – основное для всякого культурного человека, особенно для воспитания подрастающего поколения.

Что именно для жизни дают занятия музыкой и театром?

Театральный тренинг помогает ребёнку устранить телесные зажимы, дефекты походки и осанки. Благодаря дыхательным и артикуляционным упражнениям становится правильным звукоизвлечение и улучшается дикция. Двигательные процессы улучшаются ритмическими упражнениями. В психическом плане развивается, углубляется и усложняется эмоциональная сфера в зависимости от возраста учеников.

Театр - это познание самого себя. Ведь деятельность идёт в рамках «я в предлагаемых обстоятельствах», то есть все действия ученик совершает от своего имени, в рамках роли в спектакле. В этюдах происходит общение, и надо уже действовать, принимая во внимание не только свои желания, но и с чужие. Более того, в другом человеке ты замечаешь что-то полезное для себя и этим обогащаешь свою личность, или наоборот – что-то не приемлемое, и работаешь над собой.

В театре моделируются жизненные ситуации, так ученик в игровой форме познаёт правила этики. Жизнь – это самоутверждение и раскрытие своей личности. Как это совместить с раскрытием и самоутверждением другой личности? Ведь твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В этюдах и спектаклях каждый ребёнок под руководством педагога анализирует и находит верные решения выхода из конфликтных ситуаций, он учится давать правильную оценку своим и чужим поступкам с точки зрения этики. Это, безусловно, помогает им в жизни с честью выходить из сложных ситуаций и поступать, как порядочные люди.

Очень большое значение имеет то, что он попадает на сцену. Ведь всё, что ребёнок делает на сцене – это уже произведение искусства, ради этого он работает. Его оценивают родители, преподаватели, товарищи. Он чувствует ответственность за всё, что делает на сцене – свои слова, движения. Он начинает видеть, понимать всё красивое и совершенное, отбрасывать всё уродливое и несовершенное в своём поведении на сцене и в жизни. Он начинает понимать и ценить красоту телесную и душевную.

С ним происходит чудо. «На меня смотрят! Меня слушают!». И начинается метаморфоза – превращение «куколки» в бабочку. Человек хочет нравиться. Он по-новому смотрит на мир. И эти свои новые качества он переносит со сцены в жизнь.

Артист замечает красоту там где обычный человек проходит мимо. А если красоты нет, он создаст её сам из самых простых вещей. Создаст и будет её беречь, потому что уже не может жить без Истины, Добра и Красоты!

Невозможно переоценить значение театральных занятий для воспитания нормальной, социально успешной личности. Театр – это прежде всего – дело, ребёнок занят делом, его свободное время посвящено театру, он не болтается на улице, не зная, чем заняться. «Ур-ра!» - кричат родители и милиция. Но этого мало! Театр – это коллективное дело. Здесь вырабатываются навыки различных форм общения. «Ур-ра!» - кричат учителя.

Но и этого мало! Театр – это красивое дело, в котором сочетаются многие умения, важнейшие для жизни. Ребёнок учится петь, танцевать, декламировать стихи, развивается физически и духовно.

Когда ребёнок занят красивым коллективным делом, он лучше распоряжается своим временем, у него развивается ответственность, сознательность и другие морально-волевые качества.

Что не менее важно, но он начинает сначала чуть хуже, а потом часто всё лучше и лучше учиться по общеобразовательным предметам.

Что Вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?

Ваш ребёнок одарён. Так ли это? Одно из двух: это действительно так или вы так считаете, об этом мечтаете, или хотите, чтобы так было. Во всём этом надо разобраться и чем быстрее, тем лучше. А уж потом тратить силы, время, деньги на развитие дара своего ребёнка.

Для решения этой проблемы надо, прежде всего, избежать спешки и излишней эйфории. Надо спокойно собрать как можно больше информации о способностях своего ребёнка и желательно из разных источников. С сомнением относитесь к излишним реверансам и комплиментам по адресу своего чада, и внимательно прислушивайтесь к критическим замечаниям в его сторону. Это трудно, но только так вы сможете получить наиболее объективную картину. Если «анализы» хорошие, то сдержите радость или поделитесь только с самыми близкими. Одарённый ребёнок не должен знать о своём даре. Чем позже он о нём узнает, тем лучше. Это нужно чтобы он раньше времени не заболел «звёздной» болезнью. Одарённый ребёнок должен работать, вкалывать как все дети и если у него получается лучше, чем у других, он будет считать эти достижения результатом своего труда, а не подарком Судьбы, и это вдохновит его на новые свершения.

Конечно, такого ребёнка надо исподволь охранять от каких-то излишних бытовых или семейных забот и обязанностей. Но чтобы он об этом не догадывался. Одарённые дети, как правило, имеют очень тонкую психическую организацию. Поэтому с ними надо быть очень внимательными и тактичными в плане оценок их поступков, внешнего вида, интересов и предпочтений. И, конечно, человеческие отношения в семьях, где обитает одарённый ребёнок, должны быть проникнуты любовью, или, хотя бы, быть культурными и уважительными. На протяжении всего пути становления вашего ребенка как творческой личности вы должны сопровождать его как верный Санчо Панса Дон Кихота. Вы должны быть в курсе всех его творческих побед и поражений. Вместе радоваться – первым, сочувствовать и анализировать – вторые. Вы должны быть друзьями, соратниками.

И когда вы вместе пройдете это путь и достигните своей цели, вам не стыдно будет посмотреть друг другу в глаза, вам повезло друг с другом.