Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Расцветаева Анна Леонидовна

 

Расцветаева Анна Леонидовна

 

Руководитель отделения "Музыкальный театр" Детской школы искусств "Юность".

 

Как Вы считаете, нужны ли обычному ребенку, который не станет музыкантом,  музыка и пение?

Конечно, да. Я музыкой занималась с детства, и знаю, сколько эти занятия дают для развития. Музыка не только прививает чувство прекрасного. Обучение детей основным составляющим средствам выразительности музыки - ее ритмической организации, мелодическому интонированию - развивает их мышление, координацию, и в конечном счете – помогает им в изучении и других школьных предметов. Многие учителя нашей школы говорят, что дети, занимающиеся предметами музыкально-театрального цикла, начинают совершенно по-другому учиться: они становятся гораздо более – по сравнению со своими соучениками из «немузыкально-театральных» классов - внимательными, сосредоточенными, их способность к размышлению становится все более глубокой, многосторонней, а скорость принятия ими решений возрастает. Все сказанное относится не только к предметам гуманитарного цикла: к примеру, в школе есть преподаватели точных предметов, которые очень приветствуют то, чем мы занимаемся. В общем, и администрация, и педагоги у нас очень хорошо понимают ту пользу, которую приносят детям занятия музыкой и театром.

Ваша школа сотрудничает с детскими домами, интернатами. Можно поподробнее узнать, как все это происходит и что с вашей точки зрения это дает детям, как они реагируют? Слушают, нужно ли им это?

То, что такое сотрудничество нужно - для меня вещь совершенно очевидная. Об этом можно судить, побывав на любом концертном мероприятии, которое мы устраиваем для таких детей, и посмотрев, как они нас слушают, ту же классическую музыку. Наша Детская школа искусств «Юность», и в основном учащиеся её инструментального отделения, играет именно классическую музыку на концертах, а ведь инструментальная музыка вообще сложна для восприятия неподготовленным ухом ребенка. Так вот - как же эти дети слушают наших учеников! На них невозможно смотреть без слез!.. А ведь это дети зачастую с большими нарушениями в развитии. Но их глаза, их лица… Они могут такие концерты часами слушать. И при этом смотрят на наших детей как на фокусников, как на чудо.

Я часто представляю себе, какая была бы польза, если бы с такими детьми начали заниматься музыкой – пускай самыми простыми, начальными вещами, можно было бы с ними заниматься.

Мне, например, такие занятия были бы однозначно интересны - это совершенно иной подход к обучению: другие задачи и цели. И если их в это вовлечь… Как мы умеем вовлекать детей в нашей школе, даже таких, которым вроде бы вообще изначально ничего не надо. Например, часто складывается такая ситуация: ребенок – настоящий хулиган, «беда» школы, его каждые три дня вызывают и с родителями, и без них «на ковер» к директору, с ним справиться вообще невозможно. Но он так увлечён нашими занятиями, что для него самое главное наказание - когда мы ему говорим: «Ты играть не будешь, потому что плохо себя вёл».

Что ребёнку даёт сцена?

Уверенность в себе, особенно в сложных ситуациях. Пусть ты ошибся, но сцена есть сцена, никто из зрителей не должен понять, что ты ошибся. Говори что угодно, импровизируй, но иди дальше уверенно. И в музыке, кстати, то же самое. А главное, что это важно и в жизни - не теряться, учиться сосредоточению и самообладанию. На сцене наши дети привыкают к этому с ранних лет, и мы точно знаем, что во многих жизненных обстоятельствах эти навыки и умения им очень и очень помогают.