Руководитель отделения "Музыкальный театр" Детской школы искусств "Юность".
Как Вы считаете, нужны ли обычному ребенку, который не станет музыкантом, музыка и пение?
Конечно, да. Я музыкой занималась с детства, и знаю, сколько эти занятия дают для развития. Музыка не только прививает чувство прекрасного. Обучение детей основным составляющим средствам выразительности музыки - ее ритмической организации, мелодическому интонированию - развивает их мышление, координацию, и в конечном счете – помогает им в изучении и других школьных предметов. Многие учителя нашей школы говорят, что дети, занимающиеся предметами музыкально-театрального цикла, начинают совершенно по-другому учиться: они становятся гораздо более – по сравнению со своими соучениками из «немузыкально-театральных» классов - внимательными, сосредоточенными, их способность к размышлению становится все более глубокой, многосторонней, а скорость принятия ими решений возрастает. Все сказанное относится не только к предметам гуманитарного цикла: к примеру, в школе есть преподаватели точных предметов, которые очень приветствуют то, чем мы занимаемся. В общем, и администрация, и педагоги у нас очень хорошо понимают ту пользу, которую приносят детям занятия музыкой и театром.
Ваша школа сотрудничает с детскими домами, интернатами. Можно поподробнее узнать, как все это происходит и что с вашей точки зрения это дает детям, как они реагируют? Слушают, нужно ли им это?
То, что такое сотрудничество нужно - для меня вещь совершенно очевидная. Об этом можно судить, побывав на любом концертном мероприятии, которое мы устраиваем для таких детей, и посмотрев, как они нас слушают, ту же классическую музыку. Наша Детская школа искусств «Юность», и в основном учащиеся её инструментального отделения, играет именно классическую музыку на концертах, а ведь инструментальная музыка вообще сложна для восприятия неподготовленным ухом ребенка. Так вот - как же эти дети слушают наших учеников! На них невозможно смотреть без слез!.. А ведь это дети зачастую с большими нарушениями в развитии. Но их глаза, их лица… Они могут такие концерты часами слушать. И при этом смотрят на наших детей как на фокусников, как на чудо.
Я часто представляю себе, какая была бы польза, если бы с такими детьми начали заниматься музыкой – пускай самыми простыми, начальными вещами, можно было бы с ними заниматься.
Мне, например, такие занятия были бы однозначно интересны - это совершенно иной подход к обучению: другие задачи и цели. И если их в это вовлечь… Как мы умеем вовлекать детей в нашей школе, даже таких, которым вроде бы вообще изначально ничего не надо. Например, часто складывается такая ситуация: ребенок – настоящий хулиган, «беда» школы, его каждые три дня вызывают и с родителями, и без них «на ковер» к директору, с ним справиться вообще невозможно. Но он так увлечён нашими занятиями, что для него самое главное наказание - когда мы ему говорим: «Ты играть не будешь, потому что плохо себя вёл».
Что ребёнку даёт сцена?
Уверенность в себе, особенно в сложных ситуациях. Пусть ты ошибся, но сцена есть сцена, никто из зрителей не должен понять, что ты ошибся. Говори что угодно, импровизируй, но иди дальше уверенно. И в музыке, кстати, то же самое. А главное, что это важно и в жизни - не теряться, учиться сосредоточению и самообладанию. На сцене наши дети привыкают к этому с ранних лет, и мы точно знаем, что во многих жизненных обстоятельствах эти навыки и умения им очень и очень помогают.