Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Широкова Елена Леонидовна

 

Заведующая музыкально-театральным отделением ДШИ им. А.Н. Верстовского (г.о. Химки). Художественный руководитель Детского эстрадного музыкального театра «Мюзикл».

Как появился Ваш театр?

У нас ушел хормейстер, я осталась с детьми, мне было 17 лет. Мне надо было что-то делать, я нашла сказку «Волк и семеро козлят», мы что-то быстро сделали, я спела маму-козу, знакомый спел волка. Мы сдали зачет. Я прихожу в сентябре, они говорят: «А мы что, больше ничего делать не будем»?

Я тогда была на фортепианном отделении в музыкальном училище, потом перешла на вокал учиться в Гнесинку, а потом пошла в ГИТИС режиссуре учиться, когда поняла, что если делать, то делать хорошо. И с этой маленькой игры и пошла большая игра.

 Чтобы получился музыкальный театр, дети должны обладать очень многими навыками. У нас в учебном плане 11 дисциплин. Наша администрация – очень хорошие люди. Нам идут на уступки, и город нам помогает, родители помогают. Родители считают, что это хорошо, нужно, и они на это денег не жалеют. Я когда беру в коллектив, говорю, что это много денег будет стоить. Причем не нам, а именно родителям, чтобы ребенок хорошо выглядел на сцене, был одет, обут, смотрелся хорошо, были микрофоны, чтобы он мог поехать на Фестиваль, но это стоит того. У нас был юбилейный концерт, 28 номеров, 2.5 часа дети держали зрителей, полный зал. Там были чисто эстрадные номера, но вообще мы работаем в разных направлениях. В основном у нас музыкальный театр.

Учебный план очень большой, ребята обладают разными навыками, чтобы петь и многоголосие и одноголосие, вокальный ансамбль, фортепьяно, сольфеджио. Они музыкально грамотные. Помимо музыкальных дисциплин у нас есть театральные дисциплины. Актерское мастерство, сценоречь групповая, индивидуальная.

Что занятия в театре дают детям?

 Если человек может заниматься каким-нибудь другим делом, он обязательно должен пойти заниматься не только искусством. В искусство должны идти фанаты. Я говорю, если ты понимаешь, что помрешь, если не будешь этим заниматься, тогда занимайся этим. Я понимала, что хочу работать с детьми и больше я ничего не хочу делать, и мне совершенно все равно, сколько я буду денег получать. Если у тебя это есть, то занимайся этим.

 У меня есть такие дети. Да, хлеб буду есть, только этим буду заниматься. Тогда да, бей башкой стену непробиваемую. Потому что когда приходит человек поступать в театральный институт, там минимум 200 человек на место. Но каждый, когда приходит, думает: «Именно я стану известным!». Вы идете туда, вы должны понимать, что не все станут. Если ты с 4-х лет на сцене и понимаешь, что да, если у тебя 38,5, надо идти и выходить, надо выходить, ничего с этим не сделаешь.

Дети меняются к лучшему. Есть коллектив: Московский театр юного актера. Там руководит Александр Григорьевич Федоров. У него отбор, жесточайший. Дети конкурсные, поющие, адекватные. У него учатся только те, кому дано природой, отбор талантов. Мы берем всех. Есть желание у родителей привести маленького ребенка – будем заниматься. Есть желание у ребенка постарше и он оговорил это с родителями прийти и заниматься – пожалуйста. Толстый, худой, без слуга, без голоса – мы берём всех. Пример: у нас есть мальчик, мама привела его, закрытый полностью, ежик. В магазине не может попросить: «Дайте мне, пожалуйста». Он не улыбается с чужими людьми. Через полгода приходит мама, спрашивает: «Где мой Сережа?». Да с ребятами гуляет где-то! - Как?!!

 Конечно очень многие мечтают стать артистами, девочки особенно. В школе им это помогает. Кроме того, они здесь как семья. Они вместе в кино ходят. Они не столько дружат с одноклассниками, сколько дружат с одногруппниками здесь. С другой стороны, у нас очень много концертов, очень много отпрашиваем из школы. Правда, они поют на школьных праздниках, Дне учителя, 9 мая, педагоги в восторге.

В Японии не случайно с 3-х лет каждого ребенка – всеобщее музыкальное образование. И Фурцева хотела это сделать когда-то. Когда-то мы оказались здесь. Вопрос в том, у нас несколько лет назад стоял, чтобы закрыть школу. Здание кому-то было нужно, борьба была за это место. Но вопрос в том, что если этот район лишить этой школы, преступность резко возрастет. Здесь и так шприцы в деревьях лежат по дороге на станцию. А представьте себе этот район без нашей школы через 3 года. Представьте себе. Мы с родителями писали письмо, встали на дыбы.

Мы не можем вместить всех желающих детей. У нас нет концертного зала. Он маленький. У нас сейчас есть 5 спектаклей в репертуаре. Мы могли бы их играть для школьников, но у нас физически негде их играть.

Если ребёнок в будущем не станет профессиональным артистом, нужно ли ему это?

Обязательно. Например, мой сын ещё год назад не знал, будет ли этим заниматься или нет. У нас было 20-тилетие театра, приходили выпускники. Процент тех, кто стал артистами, не очень большой. Он есть, есть ребята, которые играют в театрах, которые занимаются педагогической деятельностью, учатся на вокале, актерском, режиссерском, работают режиссерами телевидения. Но самые теплые слова говорят те, кто не занимаются этим профессионально. «Я бухгалтер, я менеджер…». Они говорят так: «Самые яркие воспоминания детства связаны с мюзиклом, этим коллективом». Они говорят: «Да, мы, безусловно, можем общаться. Нам не страшно с людьми другими налаживать связи более легко, нежели если бы мы не занимались. Просто с незнакомым человеком. Это очень сильно помогает общаться. Помимо этого это действительно развивает. Если ты можешь спеть - ты не певец, но ты можешь прийти в компанию спеть». И многие говорят, что в компании родственников поют, с друзьями душа компании. Многие сейчас просят возобновить старшую группу. Они говорят: «Мы хотим петь!»

Я говорю: «У меня 60 маленьких, куда я вас возьму? Нет, давайте сделаем». Вот сейчас был юбилей – они номер подготовили, мы репетировали. Я считаю, что это очень важно и нужно это развитие.