Заместитель директора по воспитательной работе Прогимназии №1728
Нужно ли ребенку, который не станет профессиональным артистом, музыкантом, заниматься пением, театром практически?
По-моему, двух мнений тут просто быть не может. Безусловно. Хотя бы для общего развития. Для того, чтобы быть просто компетентным в разных областях, развитым. Обязательно.
А что для его будущей жизни дает, если он играет на сцене, поет, танцует, играет в спектаклях?
Уверенность в себе. Успешность. Продвижение по карьерной лестнице, тоже много значит. Если ребенок тихо замкнут сам в себе, то он же никогда не сможет показать те свои внутренние качества, которые в нем есть. Сидит бухгалтер, а в нем поет Шопен, он никогда это, в принципе, не сможет показать. А бывают такие ситуации… школы, театральные постановки, агитбригады, там, где он себя показывает, то свое внутреннее, что совершенно не понадобится в его бухгалтерском деле. Человек, который умеет слышать, слушать, мне кажется, он уже в некотором роде успешен, потому что намного сложнее слушать, чем говорить. Как педагог, я считаю: чем больше занят ребенок, тем, конечно, меньше у него не только возможности, но ещё и желания выйти вымазаться в грязи.
Он уже занят. Или английским, или музыкальным, или спортом, или батиком, тем или другим. И это доставляет ему удовольствия больше, нежели пойти на улице и с ребятами просто болтаться на улице.
Если вы закладываете в раннем детстве творческие занятия, как это отражается потом на дальнейшем пути ребенка?
Чем больше ребенок получил в детстве этого творчества, тем больше он будет интересоваться этим, разбираться в этом. Ему просто легче живется. Он пошел на концерт, он услышал не то, как сбился певец, а лучшее в нём. Он пошел на балет, он увидел только самое красивое, а не то, что где-то было не достроено. Его научили с детства видеть прекрасное, даже если потом он стал хорошим бизнесменом. Если в детстве знал какие-то азы фортепианной грамоты, то в работе ему будет легче. Ведь как всё начиналось в музыке – сначала гаммы, а потом сложные произведения - так все это в работу приходит, от простого к сложному, и тем успешнее он поднимается по своей карьерной лестнице. Это всё взаимосвязано.
С чего мы начали встречу? Я и трое моих детей, мы все закончили музыкальные школы. Никто из нас не стал Хачатуряном, но, тем не менее, я иду на концерт – я слышу этот концерт. Также мои дети, мы идем все вместе, например, «Царскую невесту» обсуждаем. Боже мой, сколько же было загубленных жизней, всего-навсего смотр этих невест, мы плачем, переживаем, слушаем, спорим, возвращаемся в историю, приходим, прочитываем какие-то книги. Хотя мы все далеко не музыканты. Но нам это все чувствовать, видеть, слышать, дало музыкальное образование. Педагоги, музыканты. И специальности – музыкальная литература, сольфеджио, все это нам очень много дало в жизни.
Что вашим детям дало это для жизни?
Доброта. Человек, он или добрый по жизни или нет. Видение, слышание. Помимо музыки мы видим цвета жизни. Видеть день, утро, радугу, дождь – это тоже все дало музыкальное образование. Воображение. Образность. Она тоже дана этим музыкальным воспитанием, художественно-эстетическим воспитанием. Оно все по жизни дает. Быть просто черствым, серым, два прибавить два, «ча, ща» пиши с буквой «а»… это так все грустно, хотя и нужно. А музыка – это все в жизни человека. Песня сопровождает человека по всей его жизни. Музыка с человеком идет по жизни через многие года.
Что, как педагог, вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?
Помимо того, что дети учат в обязательной программе, мы, русскоговорящие, живущие в сердце России – в Москве, должны и русский язык, и литературу ,и математику и физику, все это, безусловно, для того, чтобы ребёнок мог вырасти грамотным человеком. Но при всем при этом ему нужны все объединения, которые существуют в системах дополнительного образования… Ему нужно творчество. Это уверенность в себе, успешность в жизни.
Если у родителей есть такая возможность, а у детей есть такое желание, все такие не игнорировать, а наоборот подталкивать детей к познанию той или иной деятельности. Зачастую как бывает: пришел ребенок, музыкой позанимался – все, больше не хочу. Пришел, потанцевал – больше не хочу. И говорят – толку с него не будет. А в это время он пришел, взял кисточки в руки, стал писать, у него это пошло. Получается, что ребенок искал, и пришел, наконец, к тому, что он нашёл. Конечно, пусть родители посмотрят по сторонам в тех районах, в которых они проживают, узнают, где есть эти творческие замечательные объединения, музыкальные, художественные, спортивные и, конечно же, помогут детям подойти к дверям этих заведений.