Музыкальный руководитель Прогимназии №1728
Нужно ли ребенку, который не станет профессиональным артистом, музыкантом, заниматься пением, театром практически?
Обязательно. Потому что ребенок проявляет своё внутреннее «я», это самое главное. Делает он это очень хорошо или не очень хорошо, но настолько искренне и от всего сердца, от всей души… и, конечно же, было бы очень важно всем детям давать такую возможность. А если к этому присоединяется яркий интересный творческий педагог, это усиливает потенциал ребенка, эмоциональный, творческий и любой, жизненного самовыражения. Это же здорово. Что человек пришел сюда делать? Самовыражаться. И мы с самого детства даем такую возможность ребенку. Любое творчество. Или он мастерит что-то, или танцует, поет – обязательно. Потому что это практически будущее человека. Будущая возможность самореализоваться, самовыражаться на любом предмете, в любой профессии, в любых ситуациях жизни. А здесь творчество даётся ребёнку с самого начала.
Он не станет музыкантом. Более подробно, что ему это даст?
Самое главное – это творчество, и умение себя в этом творчестве показать. Приложить душу. Душу тоже нужно тренировать. Я говорю: от того, как вы сделаете – или так себе или хорошо – это тренинг души, репетиция. Чем больше она будет отдавать, чем больше доброго, хорошего, красивого сделаете, тем лучше будет всем вокруг, миру будет, он станет ярче, красивее, духовнее. Может быть, в этом задача, именно в творчестве. В возможности приложить к любому делу душу. Не так как дети, тяп-ляп сделал и убежал. Посидеть, поработать. Приложить душу.
Что человеку, непрофессионалу дает то, что он поёт?
Я как учитель по пению вижу, как многие дети начинают… неохотно. Я прихожу, начинаем учить новую песню. Нехотя, так сяк, «опять что-то нужно петь…». Через десять минут они все становятся яркой лампочкой. Кто-то быстрее зажигается, а кто-то к нему подсоединяется. То есть что дает пение? Пение хором очень много дает. Это общее дело. Это здорово, когда делают все вместе. Когда делает один, это все равно не такая энергетическая отдача. Когда все вместе, это заводит всех, даже тех, которые где-то послабее эмоционально, послабее с ушами. Но они вдруг начинают принимать участие в общем процессе, они чувствуют свою значимость в созидании общего, это первое.
Сейчас очень многие не умеют петь, очень многие не умеют интонировать. Это колоссальная проблема нашего общества, открывают рот, а оттуда такое, невообразимое! Я все свои уроки начинаю с распевки. Этого, к сожалению, нет в программе. Но у меня все классы поют. Они настолько умеют владеть голосом, что они выйдут в жизнь людьми, которые, открыв рот, могут петь, и никто не скажет: «Что ты делаешь, не пой». А все наоборот скажут: «Ну-ка ещё!». Это же красиво. Когда красиво, хочется слушать. Фактически, у меня задача такая: детей научить интонировать, петь.
И ко всему прочему это для здоровья необыкновенно полезно. Глубокий вдох и долгий выдох. Это подтягивает детей эмоционально, духовно и физически организм крепнет. Микромассаж органов происходит. Такого массажа вы нигде не получите. Недаром каратисты «кийя!» кричат. Это выброс энергии, мощный, на выдохе. Это очень полезно. И большой звук вы получите только на дыхании, только на опертом дыхании. Об этом мы, может быть, не говорим с ними, но я частенько слышала, они у меня поют на хорошем открытом звуке. Причем не только те, которых я смогла выцепить из других… которые не ходят куда-то. Придите в класс – поют очень достойно. Есть классы, которые все поют.
Я считаю, что это эмоциональная радость, которую получают дети. У меня уходят с урока все счастливые, звонкие, радостные. Мне кажется, что это очень здорово и важно. Может, мы где-нибудь с программой не всегда успеваем, но песню-две за урок обязательно проходим. Если какой-то концерт – мы прям к концерту готовимся. У нас есть практика – концерт к 8 марта, 5-6 произведений. Приходят родители, мы поём, они говорят: «Боже, как здорово, прямо концерт настоящий».