Заместитель директора ДЮЦ «Ведогонь», Лауреат Гранта Москвы, Почетный работник общего образования РФ.
Нужно ли театральное искусство, игра в театре ребенку, который не станет профессиональным артистом?
Безусловно. Более того, наш детский театральный центр «Ведогонь» никогда не ставил себе основной задачей подготовку актеров, музыкантов, танцоров. Основной задачей для нас всегда было развитие творческой личности, социализация ребенка. 12 лет опыта проведения театральных фестивалей тоже показывают, что, на самом деле, дети живут здесь и сейчас, они не думают о том, что это нужно им для какой-то будущей профессии.
Главное - творческое общение. И оно происходит совершенно на другом уровне, качество общения в театре абсолютно другое. Дети разговаривают на одном, творческом языке, они понимают друг друга. Действительно, у них свой уровень жизни, другой – это духовный уровень.
Я вам даже скажу, что моя дочь, она сейчас учится в Университете печати на факультете «Книжное дело», «выросла в фестивале». Когда она ещё даже не понимала, что происходит, она и в театре играла, была в детском оргкомитете, детском жюри, в театральные лагеря ездила. И ей сейчас очень не хватает этого общения. В этом году она работала пионервожатой в лагере детского актива, (это очень хороший лагерь, правительства Москвы, где очень хорошая программа). Даже, несмотря на неплохие продвинутые программы, такого интенсивного творческого общения, такого качества проживания жизни, как в театральных лагерях, там не было. Вот она сейчас мечтает сама организовать театральный лагерь. Она мне сначала говорила: «Мам, давай сделаем вместе?» Я говорю: «Нет. Делай сама, а я помогу».
Что происходит на фестивалях и в творческих сменах? Вот я сейчас пытаюсь разобраться, осознать, какая там колоссальная творческая жизнь, подъем, энергетика детей. Все совершенно другое. Очень многие дети, которые не стали актерами, говорят, что и театр, и фестиваль изменили их мировоззрение, их жизнь. И какие-то поступки, которые могли их завести в жизненные тупики, они не совершили, благодаря тому, что они были в театре. То есть участие в театральной деятельности, действительно, меняет мировоззрение.
Дети начинают по-другому смотреть на мир. Они постепенно понимают, что они могут менять этот мир. Ведь что такое театральное творчество? Например, что мы делаем в театральных лагерях? Мы создаем театральные спектакли с нуля. За две недели мы учимся писать сценарии, репетируем и ставим спектакли, то есть, материализуем идеи! Что делает театр? Театр занимается материализацией идей. Вот у меня есть идея - я хочу рассказать миру историю про мальчика, которого не понимают собственные родители. Я эту идею приношу в коллектив, мы из неё делаем сценарий, мы потом из этого делаем спектакль, и эта идея материализуется на сцене.
Это колоссальные мировоззренческие вещи! Люди понимают, что они могут свои идеи материализовывать. И что это зависит только от них самих. Когда мне дочь говорит: «Мам, хочу поехать в театральный лагерь», я говорю: «Сделай его сама». И она понимает, что она может свою идею материализовать. Я ей помогу, конечно, а потом она сама научится делать. Вот это очень важная вещь. Когда она у меня спрашивала: «Мам, кем мне стать?». Я говорила: «Кем захочешь, тем и станешь». И она понимала, что это правда.
Главное – придумать, «родить идею», а потом она материализуется. И мне кажется, театр дает эту мировоззренческую позицию: «Я могу делать то, что я хочу». Главное создать идею. Вот это очень важно - Я делаю, никто за меня не сделает. Я могу САМ воплощать свои идеи в жизнь. Я могу менять жизнь к лучшему. Если мне не нравится, как проводятся театральные лагеря, я возьму и сделаю свой лагерь, свою программу.
Почему у нас в Зеленограде родился фестиваль «Первоцветы»? Мне не нравилось, как у нас проводился фестиваль творчества в Зеленограде. Там все жанры были смешаны в кучу, каждому жанру по 10 минут, все на одной сцене, в один день. Я поняла, что театральный фестиваль не может проходить в таком формате. Я не стала никого ругать, учить, а взяла - и сделала свой фестиваль. Вот эта идея закладывается в головы детям: «Я могу изменить жизнь к лучшему!»
Что дает ребенку то, что он занимается театром?
Во-первых, ребенок не боится публики, не боится предъявлять себя миру, таким, какой он есть. Дети сами предъявляют себя такими, какие они есть. Они выходят такие, какие они есть, на сцену, и там они что-то делают. Но при этом понимают, что зал в течение какого-то времени смотрит на них, на то, что они делают. И они кому-то интересны. Человек понимает, что он интересен миру такой, какой он есть.
Очень много говорилось, что театр – это коллективное искусство. Там воспитывается ответственность. Ты понимаешь, если ты в школу не пришел, то мир не порушится, а если ты на спектакль не пришел, то ты один можешь завалить всеобщее дело. Это воспитание ответственности и своей значимости в мире. Человек начинает понимать, что он сам, одно его отсутствие либо присутствие, влияет на какие-то глобальные процессы. Это тоже глобальная вещь на самом деле.
Что такое театр, в психологическом плане? Ведущая психологическая деятельность в подростковом возрасте – это общение. В театре, в театральном коллективе, в процессе репетиции, (я даже не говорю о спектаклях) происходит мощное общение. В школе они такого общения не получают. Они сидят в классах, слушают учителя. На переменах - дай Бог, покушать, добежать до следующего класса. В театральной студии дети получают это общение. Подросткам даже не важен порой уровень коллектива, режиссера. Если есть полноценное общение, они будут ходить в театр. Полноценное общение между собой, вот что для них важно.
У нас был такой случай на последнем нашем фестивале: к нам приезжали ребята из Кировска Мурманской области. Пять дней они ехали на поезде. Они тащили тяжеленные декорации, добирались своим ходом. Тяжело добраться до Москвы из Кировска, Заполярный круг, понимаете? Они получили за три дня на фестивале такой заряд творческого общения, что потом они два года сюда приезжали просто потусоваться с нашими ребятами, потому они попали на последний фестиваль. Что это такое? Это общение.
Далее. Театр – синтетический вид искусства. Ни один вид искусства не объединяет в себе все виды искусства. Музыка, живопись, сценическое искусство, технические искусства. Здесь можно получить любую профессию. Если вы когда-то занимались в детском театре – вы сможете стать нормальным руководителем, потому что вы не боитесь публики и коллектива. И так далее. То есть тут можно разворачивать положительные следствия бесконечно.
Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?
Родители, даже в Москве, находятся в очень непростой ситуации. Потому что нет адекватной системы информации, и вообще нет системы детского театрального движения. То есть как системы - его не существует. Мы попытались сделать эту систему в Зеленограде – мы её сделали. Я себе поставила задачу, чтобы меня знали все, я имею в виду театральные руководители, и чтобы я знала каждого. В результате у нас было очень много театральных коллективов, каждый родитель в своем микрорайоне мог выбрать, обратившись к нам, как к ресурсному информационному центру, мог узнать, где есть школа, в которой есть хороший театральный коллектив. И у нас центр «Ведогонь», здесь работают профессиональные режиссеры, и можно сюда приезжать.
В Москве, к сожалению, нет информационной базы. Что можно порекомендовать? Во-первых, сейчас каждая школа, каждое государственное учреждение образования, культуры - обязаны иметь свой сайт. На этом сайте они выкладывают все свои образовательные программы, услуги и т.д. Родители могут посмотреть, что есть в районе. Прийти, познакомиться, заглянуть в портфолио и т.д. Посоветоваться с людьми, пообщаться с родителями, посмотреть спектакли. Что ещё очень важно? Если, наконец, они нашли коллектив, который, на их взгляд, подходит ребенку, надо, чтобы ребенок туда походил и посмотрел, подходит ли это ему самому. Ни в коем случае нельзя творчество навязывать. Хотя есть такой момент, что дети ленятся, но родители понимают, что ребенку это нужно. Ребенок продолжает ходить, ходить, ходить, и получает пользу. Если родитель убежден, что от этих занятий будет польза, что дети, которые там занимаются с горящими глазами, с прямыми спинами, с нормальным взглядом, речью и… Понимаете? Смотришь на ребенка – о! Я хочу, чтобы мой был таким же. Значит туда надо заставлять его ходить.
Если что-то не нравится родителю, на интуитивном уровне возникает неприятие – тогда не надо. Потому что это очень тонкая вещь. Во-первых, 90% учителей (я говорю обо всех учителях, не только о театральных руководителях) лечат свой невроз на детях. Можете это опубликовать. Это данные серьезных психологов международного уровня. Во-вторых, (это мои данные, это абсолютно точно, подписываюсь под каждым словом) существует очень много театральных руководителей, которые реализуют свой «творческий потенциал», используя детей. Не заботясь о творческом потенциале, развитии и психологическом комфорте самого ребенка. Родители, если вы почувствовали что-то такое, задумайтесь! Вы можете попроситься на репетицию, имеете право. Если адекватный руководитель, он скажет: «Да, пожалуйста, приходите!» Если педагог скажет, допустим: «Нет, я этого не люблю, но у меня есть открытое занятие, полугодовое, итоговое – приходите». Тоже, бывают такие случаи и – при этом оказываются нормальные руководители. Придите, посмотрите, оцените. Если руководитель кричит на ребенка, срывается, если, не дай Бог, какие-то пошлости – забирайте его, ищите другую студию. Все это сложно, индивидуально, к сожалению, так. У нас нет системы, которая могла бы это отслеживать, оценивать, рекомендовать лучших. Или хотя бы создать базу данных детских и молодежных театральных коллективов, информационный сайт, ввести какую-то систематизацию.