Кандидат педагогических наук,
Отличник народного просвещения,
Лауреат премии Президента РФ,
Лауреат премии МЭРа г.Москвы
Нужно ли музыкальное искусство обыкновенному школьнику, который не станет музыкантом или профессиональным певцом?
Весь мир давно согласился с делом, что музыкальный театр – сильная инстанция, божественная сила, которая воспитывает человека в самых лучших нравственных традициях. Любой музыкальный спектакль, который идет со сцены, естественно пробуждает в каждом человеке какие-то потрясающие силы. Если начать постепенно развивать ребенка с элементарных вещей, типа Бюхнера, то что под силу осознать и почувствовать каждому ребенку с младшего возраста, и потом постепенно…
У нашего колледжа есть эти системы… Польза этого театра будет налицо. Взять тех детей, которые учатся у нас. Все почему-то считают, что наши дети, которые приходят к нам учиться, они все с небес свалились. На самом деле это те же московские дети, у которых родители, простите, ругаются нецензурной бранью, у многих. Многие дети, если они пришли не с первого класса, а с третьего-четвертого-пятого – это те дети, которые уже прошли все дворы, улицу, они все познали. Если вдруг родители узнали, что у ребенка что-то вроде таланта, что есть такой колледж, который учит бесплатно музыкально-театральному искусству, (а на конкурсе у нас 30 человек на место), если он прошел этот самый отбор, его взяли, и он что-то в своей жизни понял, что он может здесь что-то получить и постарался и прошел этот самый конкурс, то дальше это вовсе не значит, что он стал совершенно социализированным и воспитанным.
Нам приходится иметь дело со всеми теми же пороками, которые есть в любой общеобразовательной школе. Я сама на гастрольную группу выхожу, когда мне говорят, что не могут справиться с младшей группой этих ангелочков, которые поют всего этого Бюхнера - учителя не могут справиться, потому что дети орут, не слушают учителя, по углам ругаются нехорошими словами, дерутся, выясняют отношения, разносят сплетни внутри коллектива, что кстати, один из пороков театра, потому что существует борьба за роль и борьба за места в спектакле.
И только когда человек вдруг погружается в спектакль, он меняется. Конечно, мы воспитательную работу ведем, как её не вести нам, если, например, нам надо, чтобы они почувствовали время вот этих элитных, интеллектуальных, дворянских детей, которых растили как в Царскосельском лицее, который потом советские власти прикрыли. Или если брать времена Екатерины Второй, детей отдавали в закрытые учебные заведения, убирали от родителей и воспитывали там. Кстати, я за то, чтобы такие учебные заведения делать.
Почему - мы сталкиваемся с чем: мы говорим, что вы должны быть такие-то и такие-то. Они на сцене - через музыку, через идею спектакля начинают какой-то своей частью проникать в этот образ благородного, культурного, развитого образованного человека. Какой-то своей частью. Но вторая часть – она отдается нам для того, чтобы с ними разговаривать. Как научить их играть этих людей, если они не понимают, если они фальшивят, потому что до конца не ощущают это. Значит мы объясняем, рассказываем, как эти люди жили, как они разговаривали, и что вообще возможен нормальный человеческий разговор между людьми. Это разговор о каких-то высоких материях, этот разговор ведётся другими словами, вообще, употребляются совершенно другие выражения. Что вообще существует русская литература, которую надо читать.
И когда все это вместе объединяется, вдруг что-то…. Как у Щелкунчика орешек – раз! Раскалывается что-то пополам, и это совершенно другие дети. Они начинают понимать. Вот Юля, одна из кукол, свинку играет -вдруг смотрит на тебя любящими глазами, ты видишь, что она тебя понимает. И самое главное, любые дети – с родителями, без родителей, они если чувствуют, что это правда, если они чувствуют, что в музыке, в тексте, то, что говорит взрослый – правда, если они начинают верить – это все.
С этого момента это совершенно другой человек. Для того, чтобы родить этих замечательных людей в нашей стране, нужны хорошие педагоги и искусство, наше великое русское искусство. Которое существует уже не одно столетие. Дай Бог здоровья нашим композиторам, писателям, драматургам, которые создают новые произведения, но это все вместе работает, и этому надо давать просто зелёную улицу. Для того, чтобы в обществе всё менялось к лучшему. Не надо никаких усилий, чумовых законов, надо больше давать возможности людям воспитывать через театр, искусство, музыку. Особенно важен музыкальный театр, потому что это сочетание различных видов искусства, ведь пение само по себе – это нечто ласковое, из души исходящее. Оно очень помогает воспитывать, и если человек воспроизводит это и другому человеку, сидящему в зале передает, это очень ценно.
Что именно дает обыкновенному ребенку пение и музыка?
Одно – то, что человек сам воспроизводит и другой, который сидит в зрительном зале, чувствует это. Как ни удивительно, человек, сидящий в зрительном зале, всегда чувствует фальшь, если она есть, чувствует правду. Как он её ощущает? Нравится или не нравится. Не потому что там ритмы, к которым он не привык, или что-то знакомое, а если голос не так звучит, если фальшивая интонация, то каждый чувствует - что-то не то.
А если это истинно, то пускай он не сразу воспринимает, но через какое-то время он прислушается, а если он прислушается, то почувствует. Это тот самый путь, когда искусство внутри человека начнет действовать на человека, который сидит в зале. А тот, кто на сцене, он в лучших условиях воспитания, потому что он не просто потребляет, он воспроизводит. И соединение человека, сидящего в зале и человека, который поет на сцене – оно божественной силой обладает.
Вообще искусство, как говорят священники, - это первая ступень к Богу. Особенно музыка, тем более голос. Не зря же во всех церквах поют и звучит музыка. Это все очень серьезные вещи, очень духовные. Почему важно, чтобы человек хорошо пел? Он тогда может достучаться. Главное, чтобы хорошая музыка звучала со сцены. Она обязательно дойдёт до души человека, надо только на секунду, чтобы он прислушался. Вот от нас, воспитателей, требуется только, чтобы он на секунду прислушался.
Как только он прислушался – это всё. Вот эта благодать в его душу вплелась. Вот это и есть тот самый путь. И, конечно, что делает музыкальный театр для ребенка, сидящего в зале? Ребёнок просто становится воспитанным и образованным. Чем больше он посещает театр, тем больше воспитательный эффект. Такого ребёнка уже не потянет ни в закоулки-переулки, ни во что плохое, его потянет получить ещё раз удовольствие, которое может быть созвучно катарсису, который испытывает актер на сцене. И теперь он понимает искусство, будет все время туда стремиться, потому что сцена такая вещь - она затягивает, и затягивает в хорошие сети, в нужные. Потому что в результате человек выйдет умный, добрый, который будет заниматься развитием собственного интеллекта, собственной культуры. Самое главное его в детстве надо почаще, побольше вести в театр, в такие театры, где очень хорошие, симпатичные произведения могут исполняться. И очень важны вот эти самодеятельные коллективы, потому что не каждый человек может прийти в колледж Галины Вишневской и учиться профессионально, хотя бы потому что не у каждого есть голос. А через это он и зрителем отличным станет, и в его жизни ему всегда это будет помогать.
Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?
Дорогие родители! Если у вас есть возможность посетить спектакли такой замечательной организации, которая занимается через театр, через сцену музыкальным и культурным воспитанием ваших детей, приводите детей, потому что через какое-то время вы поймете, что ваши дети поменялись в лучшую сторону. Они не будут вам грубить, если вы будете чаще их водить в театр. Они будут вас любить, потому что со сцены им все время говорят о любви одного человека к другому. Больше бывайте в театре, и ребенок ваш изменится в лучшую сторону, и семья окрепнет и будет дружнее и добрее.