Руководитель балетной студии "Арабеск" Центра образования №2006.
Как развивалась студия на протяжении 12-ти лет? Это огромная работа. Как получилось, что в обычной школе есть балет?
Во-первых, в начале я работала в другом здании, в районной библиотеке. Решила создать балетную студию. Она даже не столько балетная сначала называлась, а простая хореография. И конечно мамы приводили детей с 5-6 лет. И вот так набралась группа. Потом мы начали делать какие-то номера, выступать перед родителями. Выступали в детских домах, делали свои программы, свои ёлки. Но в основном это было в стенах библиотеки. Потом получилось так, что пришли новые дети, другого возраста. Группа пополнялась. И из 5-ти человек пятилетнего возраста она превратилась уже в группу детей с двухлетним стажем, на которых можно было поставить что-то посерьезнее. Уже физическое развитие некоторых детей, более талантливых, поставить на пальцы. Конечно, это было для меня радостно, был у меня творческий скачок. И как ни странно, первый спектакль нашей студии был «Дон Кихот». Почему Дон Кихот? Потому что я работала на Кремлевского сцене, в Кремлевском балете, обожала всегда этот спектакль, в котором я наверное, лет 15 танцевала, любимый спектакль, и адаптировала его на эту небольшую группу, которая уже разрослась до 25-ти человек. И получилась девочка-солистка, мы нашли мальчика, который был Дон Кихот, и вот так, на энтузиазме, у нас получился первый спектакль. На следующий год пошла «Золушка» Прокофьева, потом пошла «Жар-птица», которую мы даже возили от Бахрушинского музея в Зарайск на родину Бахрушина, как настоящие артисты. Потом, конечно, пошла концертная программа из наверное уже 25-ти номеров. И так группа переросла в маленькую труппу и получился у нас маленький балетный театральный коллектив. Нас увидели, случайно, человек, который работал в нашей школе, он преподавал здесь в театральной студии, Быковский Анатолий Евгеньевич. И пригласил меня в эту школу. И, таким образом, здесь теперь работает балетная студия «Арабеск».
А какие ещё спектакли вы ставили?
Вы сейчас видели спектакль «Спящая красавица, и в перспективе у нас достаточно сложный балет «Капелия». Там синхронизированная музыка. Но я думаю, что после Стравинского уже все легко слушать.
Потрясающе, в школе такой балет!
Потому что школа создала условия. Не только для учебы, но и для творческого развития детей. Вера Алексеевна, наш директор, она, естественно, создала нам условия в балетном зале. Каждый день, несмотря на то, что сложно заниматься физически, многие не хотят иногда и к станку вставать и приходят новые дети и ленятся, но когда я включаю свет, это великолепное окружение, огромные зеркала, белый зал. Конечно, он делает настроение, которое создает на новые творческие сдвижении. Конечно, наша сцена, на мой взгляд, очень удобная для работы, для занятий подобного рода студий. Она небольшая, достаточно ёмка, и конечно, наши работники школы, которые работают также, как и в театре. Создают и световую установку, создают декорации. И конечно, в таких условиях просто грех что-то не ставить. И именно эти люди тоже подталкивают меня к каким-то творческим свершениям.
Спасибо. Ещё такой вопрос. Какие, с вашей точки зрения, победы за этот период. Любого характера, достижения?
Я не сторонник эксплуатировать детей на фестивалях. Потому что в Москве это заведено, фестивалей море, но получилось так, что у нас со многими фестивалями Москвы познакомил Анатолий Евгеньевич. Вот как этот наш Фестиваль школьных музыкальный театров, также как и в театре Сац фестиваль, фестиваль знаменитый «Таланты Московии». Очень престижные фестивали, я подумала, что достаточно трех фестивалей, чтобы хорошо подготовиться. Пускай будет три фестиваля, но соответственно мы к ним и готовимся, на это всегда надо очень много времени. И мы с удовольствием каждый год участвуем и у нас получаются призовые места. Нас поддерживают мамы очень хорошо, они возят детей, не одна я вожу, они помогают шить костюмы, они помогают в организации, это тоже наш такой ёмкий коллектив. Это не только дети и я. Это такой дружный хороший я бы сказала, мощная родительская поддержка.
А кто шьет все эти костюмы?
Начинается это все с того, как я начинаю видеть свою постановку. Я начинаю подбирать свет, я начинаю подбирать силуэт, потом мы делаем это все на живой нитке. Естественно, за столько времени, потом я человек театральный, я с детства, есть знакомые мастерских и Большого театра и в мастерских Гришко, под своей дружеской связи эти люди нам тоже помогают, потому что я считаю, что, несмотря на то, что это детский коллектив, все-таки пачка должна быть сшита профессионально. Именно по своим лекала. А все остальное мы, конечно, сами украшаем. Каждая блестка – это каждое творение на своём месте. Все подбирается очень педантично. И сегодня были костюмы дам. Тоже самое, ко мне подходят раз наверное сорок, спросят, а какой цветочек купить. И ездим подбираем материал. И вот потихонечку нанизывается такое оформление у нас.
Теперь я хотела бы перейти… Вот вы – педагог. С вашей точки зрения, нужно ли обычному ребенку, который не станет танцором, оперным певцом, музыкантом, скрипачом, нужно ли ему вся эта музыка, пение, танцы искусство? Обычному ребенку, совершенно обычному.
Конечно, насколько я поняла, мы ведем действительно просветительскую работу. И очень тяжелую. В основном среди мам. Конечно, приходят люди далекие от балета. Очень много эстрады. Да, она яркая, она красивая. Но сейчас очень мало кто слышит классическую музыку. Поэтому начинаешь объяснять прежде всего родителям, куда вы привели ребенка. Что они здесь будут изучать. Многие мамы приводят, оставляют и уходят. Я звоню, мы общаемся всегда очень живо. Некоторые приводят с такой позиции: ну сделайте ей спинку. Я говорю: давайте музыку послушаем, у вас ребенок музыкальный. А что она может? И пускай у неё где-то кривые ноги, у кого-то широкая кость, кто-то не может сейчас прыгнуть. Но если ребенок любит музыку, слышит и хочет, ему это нравится, конечно, я беру этих детей. Получается так, что кто-то отсеивается, кто-то не справляется, потому что на третий месяц уже первой группы идёт физическая нагрузка. Балет без этого жить не может. Это растяжки, причем растяжки, такие, как в гимнастике. Я их не жалею, иначе балет будет выглядеть пародией. И чтобы детский балет выглядел балетом, его нельзя перегружать хореографией, его нельзя перегружать настоящей той хореографией, которая поставлена, скажем, в «Лебедином озере». Нельзя ставить настоящую постановку Питипа на маленьких детей, которые исполняют маленьких лебедей. Я сама танцевала эту партию всю жизнь, и я знаю как всю жизнь это сложно. И как бы через себя многое что у меня прошло, физика, я знаю, что такие вещи нельзя переносить на детей. Но можно приблизить, со своей хореографией, облегченно. Но в стиле Лебединого озера или той же Спящей красавицы. Какие-то элементы, конечно, берутся из хореографии, настоящей, Питипа, но, опять-таки, на мой взгляд, на взгляд этого ребенка, его способностей, каждая партия подбирается индивидуально от ребенка. Я не беру огромные прыжки или сложные па, потому что ребенок этого сделать не может. Значит, я меняю на какие-то более легкие прыжки или красивые позы, чтобы все-таки это было смотрибельно. Чтобы зритель видел красоту, даже в исполнении детей непрофессиональных.
А что, с вашей точки зрения, детям, которые занимаются в студии, и не станут танцорами, что им дает как человеку, как личности, для будущего?
На мой взгляд, как это ни странно прозвучит, первое, – это усидчивость. Почему? Потому что работа педагога и маленького артиста зависит от внимания. Если есть эта усидчивость, если есть внимание, то ребенок раскрыл уши, он будет слышать, он раскрыл глаза, он увидит. Он все переймет от педагога. Значит, пойдёт работа. Это первое. Второе. Строжайшая дисциплина. Без этого ничего у нас не получается. Внимание, дисциплина, естественно, развивается слух. Приходят дети неритмичны, но из-за того что я даю станок, практически сразу, естественно, первая группа – это облегченный станок, вторая усложняется, усложняется. Она идет по академической сетке. Поэтому у детей, даже со слабым развитым чувством ритма… Конечно, я считаю, я хлопаю в ладоши. Он развивается. Это тоже прекрасно, ребенок слышит, начинает слышать. Открою профессиональный секрет. Не все артисты балеты слышат музыку. Бывает такое, редко очень, но бывает. Бывает, что люди танцуют по наитию. Поэтому, конечно, ритм развивается обязательно. Конечно, это сказочное искусство, это красиво. Поэтому, может быть, родители так подхватывают. Они шьют красивые костюмы. Конечно, все участвуют в этом творчестве. Красиво одеться любит любая девочка. На себя что-то блестященькое нацепить. Лишний раз подкрасить глаз в десять лет – это просто счастье. Конечно, они маленькие, и для них это в какой-то степени и игра. Но это развивает эстетику жизненную, и все-таки я учу своих учениц относится к нашим занятиям серьезно и видеть в зеркале не девочку, а уже девушку, будущую женщину. Потому что партии, которые идут в наших балетах, они все-таки балеты для взрослых. Поэтому все-таки видеть себя немножко постарше. Это не детские прыжки. Есть детские танцы. Но тема балетов академических конечно она взрослая достаточно. Поэтому… Лицо, мимика обязательно развивается. Манеры. У меня одни девчонки. Сейчас дети с грубыми манерами. Они какие-то у нас спортивные, резкие, с громким голосом. Учу их разговаривать, учу манерам, слушать учителя.
Некий женский образ… сейчас же у девочек часто этого нет. А есть образ усредненный. И манеры тоже развиваются. Конечно, занятия балетом развивает не только физику, развивает координацию. А это очень важно. Для целостности человека координация очень важна. Этот человек всегда, танцуя на сцене, он будет уверенно чувствовать себя в жизни.
Последний вопрос: что вы хотели бы пожелать родителям, которые будут читать это интервью?
Конечно, желаю побольше интересоваться балетом. Искусством. Классическим искусством. Давать детям слушать музыку, с самых первых шагов. Классическую музыку. Ритмической музыки хватит им ещё впереди. Но классика развивает внутреннее содержание человека. Поэтому, на мой взгляд конечно на первом месте это музыка, а уже потом посадить её на шпагатик, поставьте ей спинку. А потом вдруг родители видят: ох, а кто это там, на сцене, неужто! Я думаю, вот в таком ключе.