С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?
Думаю, да. Занятия музыкой, театром для людей любого возраста, безусловно, полезны для развития личности. Музыка и искусство способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, влияют на его душевное состояние, определяют восприятие им мира. По-разному складывается жизнь детей после окончания школы в зависимости от того, занимались ли они искусством. Участие школьников в театрализованных постановках, фрагментах спектаклей, эпизодах позволяет обогатить эмоциональную сферу учащегося, развить представление для него о разных видах профессиональной деятельности в будущем: оформление спектакля, пошив костюма, заучивание роли, выступление, воспроизведение отработанных красивых движений и т.д.
Не все смогут стать артистами, но смогут принять участие в интересном общении, стать интересными людьми. Это поможет в жизни непременно.
Что это дает человеку для его жизни?
Музыка и искусство обогащают жизнь детей. Есть специальности, которые не требуют после окончания рабочего дня оставаться в профессии, проживания в ней. Например, профессия инженера. А как прожить досуговое время? Опыт такого «проживания» формируется в школе, он идет, как правило, из детства. Он начинается с общей культуры, привития навыков культурного образа жизни, формирования вкуса к посещению театров, музеев, выставок и т.д. Нельзя не увидеть, не почувствовать свою связь с миром детства, впечатления которого остаются надолго, на всю жизнь и многое предопределяют в последующие годы.
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилатике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
Безусловно, в зависимости от того, как проживал человек свою жизнь в детстве, во многом зависит его будущее. Педагогический коллектив гимназии в течение ряда лет внедряет в педагогическую практику методы и приемы рефлексивной педагогики и психологии. С этой точки зрения, драматизация и театрализация действий – одна из технологий рефлексивной педагогики как возможности для человека остановиться, оглянуться, вернуться к анализу уже свершенного действия и что-то исправить в своем поведении, в своей оценке того или иного явления, в своем рассуждении и умозаключении о чем-то. Очень важное внутренне состояние для принятия решения о дальнейшей коррекции собственного поведения. Несомненно, это имеет отношение к профилактике социальных негативных проявлений, так как влияет на саморегуляцию поведения. Среди коллективных творческих дел в гимназии есть Единый школьный проект. Подготовка к его защите ведется с сентября, сама защита проекта проводится в апреле. Формируются разновозрастные группы учащихся от младших школьников до выпускников, организуется их деятельность, их общение внутри хорошего, полезного дела. Убеждена, что взрослые участники этого процесса не станут в будущем квасить нос маленьким, не потянутся отобрать у младшего что-либо, а , напротив, помогут младшему ребенку, если он окажется в негативной социальной ситуации.
Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?
Приводить детей в школьные студии, привлекать их к занятиям искусством, бывать вместе с детьми в театрах, в филармонии, выезжать на познавательные экскурсии, вводить в мир красоты. Это оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, памяти, эмоциональной сферы ребенка. Совместное участие детей и родителей в организованной духовной деятельности поддержит единство детей и родителей, укрепит институт семьи.