Куратор жанра «Театр» фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», режиссёр театральной студии «Фарс» ГОУ СОШ № 2006.
Что дают музыка и театр с точки зрения воспитания ребенка?
Если говорить о развитии творческих способностей, это прежде всего развитие памяти и коммуникабельности. Дети перестают бояться выступать перед любой аудиторией, им абсолютно все равно, один человек перед ними или сто. Кроме того, они привыкают к тому, что у них есть собственное мнение, которое они имею право высказать. Их ничто не пугает, и очень хорошо. Это очень заметно буквально после первого года занятий. Они резко меняются в этом отношении.
Также у детей повышается успеваемость. Потому что музыкальный театр – это развитие памяти, умения говорить. Они изучают актерское мастерство, сценическую речь. Они умеют говорить правильно, членораздельно, четко. Конечно, трудно исправить дефекты речи, какие-то из них может исправить только логопед. Но незначительные дефекты на занятии актерское речью элементарно исправляются. Так что дети развиваются очень заметно.
К сожалению, родители зачастую этого не понимают. И считают, что это пустая потеря времени, что это идет в ущерб учебе. Всё как раз наоборот, это помогает учебе. И многие родители, которые считают, что детям не хватает времени на учебу из-за занятияй музыкой и театром, сильно ошибаются. Театр и музыка очень помогают учебе.
Спасибо. Скажите, с Вашей точки зрения, на здоровье это оказывает какое-то влияние?
Конечно оказывает! Говорят, музыкой лечат. Детям нравится двигаться. Бывает, они приходят после урока напряженные, нужно их расслабить. Чтобы снять напряжение, я им завожу музыку: «Ребята, давайте потанцуем». Они побесятся буквально 5 минут, больше нельзя, потому что они тогда уже перебесятся, а 5 минут – это такая разминочка хорошая! Снятие напряжения, и после этого идет плодотворная работа.
Наш проект связан именно с пением. Скажите, что вам дало то для вашей жизни то, что в школе занимались пением?
С удовольствием занимался. Не скажу, что у меня был хороший голос. С огромным удовольствием, со 2-3 класса, и пока не закончил школу, пел в хоре. И все мои друзья – то же самое. Тогда же не отбирали – есть голос, нет голоса. Хочешь петь – пой! На здоровье! Мы не выступали ни в каких концертных залах, по-моему, мы только в школе своей и выступали. Зато мы получали огромнейшее удовольствие. Это у меня осталось на всю жизнь. Обожаю хоровое пение, готов слушать сколько угодно. Здесь выступает хор Турецкого – я ни одного концерта мы с женой не пропустили, хотя билеты дорогие. С удовольствием слушаю хор Пятницкого. Это классика. Это так здорово!
Скажите, а как вы для себя оцениваете, что это дало для жизни, что вы пели в детстве?
Почему в детстве? Я и до сих пор пою с большим удовольствием. Не скажу, что освоил гитару, но научился более-менее играть на гитаре. Обожаю романсы. С удовольствием их пою до сих пор, для того, чтобы расслабиться. Придешь с работы усталый, возьмешь гитару, романсы споешь… Просто для себя. И такое удовольствие я получаю это этого. В свое время, когда было мощное движение, КСП - Клуб Самодеятельной Песни. У нас была своя группа, я был командиром этой группы. Называлась группа «Швецы». Ходили на все слеты КСП, это было огромное удовольствие!
Хочу услышать Ваше мнение об опыте Венесуэлы, Хосе Антонио Абреу. Он экономист и , музыкант. Лет 20 назад он задумал приобщать совершенно обычных детей к игре на музыкальных инструментах в оркестрах. Он создал колоссальную национальную систему школьных музыкальных оркестров, которая охватила 5 миллионов детей. Это дает очень позитивный социальный эффект.
В социальном плане я считаю, что театр дает очень-очень много. Во-первых, мы отрываем детей от улицы. Больше того, мы учим их добру. Это самое главное. У меня был спектакль, он назывался «История и кота Филофея». Это о бездомных кошках, как они попадают на улицы. Есть такая пьеса, сценическую часть я дописал. Речь шла о том, как их выбрасывают на улицу, а кошки не обижаются. В этом плане они гораздо мудрее людей.
Так вот, у меня там играли в основном ребята 3-5 класса. Так вот, эти маленькие заставляли плакать весь зал. Там взрослые плакали. А потом ко мне подошли несколько девчонок из моей труппы и сказали: «Вы знаете, нам мама разрешила котенка взять». Такой ребенок никогда уже не бросит палку в собаку, никогда не ударит котенка. И не только те, которые были на сцене, но и те, которые в зале, тоже.
Это важнейшая воспитательная роль не только для тех, кто на сцене играет роль, но и для тех,, кто смотрит. Это очень важно, ведь наша задача - воспитывать добрых людей. Потому что бездушные профессионалы, если они знают только свою профессию, никому не нужны. Умный подлец гораздо опаснее доброго дурака.
Последний вопрос: я бы хотела, чтобы вы прокомментировали высказывание американского социолога Ричарда Флориды, о том, что инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки. Ваша точка зрения относительно этой темы?
Что они связаны – безусловно. По-моему, такие великие открытия могут делать только глубоко культурные люди. Если человек не знает, кто такой Бетховен, если он никогда не слышал Баха, если он не знает стихов Пушкина, Лермонтова, Есенина, то его трудно назвать культурным человеком. Если что-то он изобретет, может, это в самом деле будет что-то уникальное и сверхтехнологичное, но это будет жестокое. А мы учим детей добру, наша задача прежде всего учить детей добру.
Спасибо.