Заместитель директора по работе со зрителями. Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр "Зазеркалье".
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?
Все прописные истины они на то и прописные, чтобы их повторять, помнить и дальше передавать следующим поколениям. К сожалению, мы часто слышим о том, что искусство вовсе необязательно: «если мне не оно не нужно, то и не приставайте ко мне». Но Гегель считал, что искусство должно охватывать всю нацию в целом и быть общенациональным. Когда-то очень-очень давно, в шекспировские времена считалось, что если молодой человек в университете не может встать и спеть что-то по нотам, если он этим не владеет, то с ним и здороваться не будут. И это было нормой. Теперь, к сожалению, это не так.
Да, мы знаем, что музыка полезна для развития мышления во всех областях. Могу это утверждать по собственному опыту. Однажды я присутствовала на лекции-концерте для старшеклассников, где прозвучало довольно сложное произведение Баха. И один молодой человек сказал: «Я решил задачу! Я мучился, не мог её понять, а теперь решил». Что-то ведь его посетило, строго логически выстроенная музыка Баха его подвигла к решению сложной задачи. Поэтому заниматься искусством, особенно будущим математикам и физикам, точно не помешает.
В нашем театре мы часто говорим о теории «отдалённых последствий». Что это значит? Вот, например, повели ребёнка повели куда-то в центр города, показали великолепную архитектуру, а потом спрашивают: «Что ты видел?». А он видел очень смешную собачку в подворотне. И вроде бы это было главным. Но ведь это не так. Теория отдалённых последствий работает. Постепенно накапливаются впечатления и создают нужный «фундамент». Станиславский вспоминал о том, что их с братом родители возили в цирк и в оперу, когда они были маленькими. И что им было милее? Конечно, цирк. А потом он пишет, что страшно благодарен родителям за эти походы в оперу, так как потом, со временем цирк перестал быть интересен. А вот музыкальный театр, с его залом, с бархатом кресел, с началом волшебной музыки всё-таки запомнился и стал привлекать к себе. В любом возрасте, если ребёнок хоть что-то воспринял, то это даром не пройдёт и обязательно отзовётся.
Что это даёт человеку для его жизни?
Жизнь может быть одномерной, скучной и серой. А может быть совсем другой. Одни люди имеют семью, другие не имеют. Жизнь может сложиться по-разному… Поэтому умение читать, умение слышать, умение смотреть и воспринимать, а ещё и отзываться на всё сердцем, а потом с друзьями это обсудить – в этом тоже жизнь! Она не только в том, чтобы достать кусок сыра и иметь хорошую работу. Есть почитатели балета, или только оперы, или драматического театра. Но и те, и другие получают удовольствие. Их жизнь неизмеримо богаче другой жизни, которая укладывается в схему «работа – дом – телевизор».
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
Я затрудняюсь однозначно сказать да. Безусловно, дети, которые учились в музыкальной школе, были сохранны от каких-то таких неприятных вещей. Вот ребёнок уже с 5 лет занимается в музыкальной школе. Молодец. Но потом наступает опасный возраст, 12 - 14 лет, и тут он выпадает. Всем известно, что в этом возрасте дети, подростки не хотят, чтобы их водили за ручку, они не хотят навязанных родителями постулатов и ценностей. Здесь надо какими-то другими способами не выпускать их «из рук», как-то ненавязчиво, но всё же «бдить»: что интересного читают, куда ходят, что смотрят. Словом, профилактика должна продолжаться, но в других формах.
И помогать через общение с искусством надо не только детям из неблагополучных семей, и детям из обеспеченных семей, и нисколько не меньше. Так как душевная пустота, душевная обеднённость может иметь место и у тех, и других в одинаковой степени.
Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?
Разделять с ребёнком с самого его рождения то, что интересно вам, и то, что интересно ему. Быть рядом с ребёнком: не на корточках, но и не возвышаясь над ним. И, конечно, ходить с ним в театр!