Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Отзыв на постановку оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» силами учащихся общеобразовательной школы №152.

В настоящее время, когда придаётся большое значение разностороннему образованию и художественному воспитанию школьников, обучение детей в кружках дополнительного образования, особенно в области музыкального и театрального искусства, становится  важнейшим делом школы.

Бытовое музицирование в нашей стране в последнее время скатилось на уровень примитивного гитарного бренчания трёх аккордов в подворотне, пьяного рёва в застольях, скучного повторения выученного когда-то в годы посещения музыкальной школы. Живая музыка в живом исполнении, приносящая удовольствие самим непрофессиональным исполнителям стала редкостью. Повезло тем ребятам, которые попали в Музыкальные центры, Хореографические и им подобные студии! Но сколько их, в сравнении с огромной массой погибающих от скуки и никчемности, воспитанных в дворовых разборках, на компьютерных стрелялках, среди буйных зарослей сорняков «молодёжных субкультур»? Музыкальные потребности огромной массы подростков удовлетворяют рок-концерты, копирующие или преобразующие на местном материале что-то очень зарубежное, плееры с наушниками, в которых кроме тахикардического грохота ударных почти ничего нет. В этих условиях прикосновение к великим образцам отечественного оперного искусства воспринимается как глоток свежего воздуха.

Гигантские богатства русской  и советской музыкальной классики не должны восприниматься детьми как материал урока, как музейный экспонат, как что-то не из их жизни. Все эти сокровища должны стать живыми кусочками их жизни. Тем более, что в них заключён огромный нравственный заряд, высочайшая духовность, потребность в которых так остро ощущается ныне. На этом фоне Школьный музыкальный театр, ставящий настоящие произведения оперного  искусства–явление исключительной ценности.

В Московской школе №152 уже с 2004 года  действует такой театр. Его создала замечательный энтузиаст Елена Николаевна Подосёнова. Ребятам повезло с их руководителем, совмещающим работу аранжировщика, репетитора, сценариста, режиссера-постановщика и концертмейстера. Это стало возможным благодаря фундаментальному образованию Елены Николаевны (РАМ им. Гнесиных), её давнему серьёзному увлечению музыкальным театром (она автор образовательной программы «Русская оперная классика и развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на примере деятельности музыкального театра», ряда научных и критических работ, посвящённых музыкальному театру), а главное – огромной любви к детям.

Школьный музыкальный театр не является обязательным  предметом, он  относится к дополнительному образованию. Он живёт за счёт искреннего интереса ребят, вдохновляемых творческим горением их руководителя.

В настоящее время (как, впрочем, и в другие времена) в нашей стране огромный голод на энтузиастов, способных заразить своей энергией окружающих. Дети – отличные прирождённые психологи. Они прекрасно чувствуют искреннюю заинтересованность и творческое горение своего руководителя. В такой атмосфере они готовы на творческие подвиги, когда в процессе репетиций у тех ребят, кто считал себя аутсайдерами вокального искусства, вдруг прорезается голос, у других открываются прочно дремавшие актёрские способности (которые никогда бы не открылись, кабы не этот счастливый билетик). А руководитель ведёт их в новые музыкальные миры. И надо вдумываться, входить в образ, спорить друг с другом о том, как относиться к тем или иным героям, их поступкам. После соприкосновения с этим художественным миром у ребят вырабатывается стойкий иммунитет к пошлости и моральной низости, постоянное стремление к эстетически ценному, истинно прекрасному. Они (уже можно быть за них спокойными) не заблудятся в лесу современных «художественных» реалий, полных фальшивых ценностей, рассчитанных на неподготовленных и не затронутых истинной культурой подростков.

Любому исполнительскому коллективу «прорваться» к широкому и неангажированному слушателю непросто. В этом деле большое значение имеют уже завоёванные награды и звания, которые даются зачастую за соответствие определённым стандартам и традициям. В этих условиях сделать что-то новое, небывалое – очень рискованно. К тому же награды, звания и конкурсные места – это «верхушка айсберга» огромной работы, констатация достижения исполнительского уровня, результат. А между тем в деле музыкального воспитания детей огромное, если не первостепенное значение имеет процесс. Если во время  работы с детьми у них загораются глаза, если, глядя на исполнителей, в коллектив просятся новенькие, если все они готовы работать за интерес к делу более чем за награды, то эта работа стоит очень много.

Произведения, созданные для исполнения взрослыми и для взрослых слушателей, сейчас, по прошествии полутора столетий со времени создания, могут оказаться посильными для детского исполнения и детского восприятия (ведь современные дети развиваются куда быстрее, чем их сверстники пару столетий назад). Конечно, в опере есть исполнительски сложные места, где могут оконфузиться и именитые артисты. В этих местах на помощь юным исполнителям придет изобретательность аранжировщика и постановщика (в одном лице), и не факт, что современные слушатели или сам Петр Ильич, глядящий на нас с портрета, будут против этих новшеств. Введение в музыкальный текст оперы «Евгений Онегин» вставок с декламацией стихотворений Пушкина, мелодекламаций (т.е. чтения текста номеров оперы под музыку) смещает жанровые признаки произведения с оперы (которую автор музыки назвал «Лирическими сценами»)  в область  поэтико-музыкальной композиции, облегчающей (без снижения эстетических достоинств) и исполнение, и восприятие произведения.

Руководитель старается максимально сохранить в точности музыку обожаемой оперы. Там, где звучит чтение текста оперы под музыку, актёрам приходится говорить замедленно, растягивая фразы на то время, которое уходит у певцов на пропевание этих слов. Характер исполнения от этого получается основательный, почти эпический. Для исполнителей это очень полезный приём: они вслушиваются в каждую музыкальную фразу, чтобы не замедлить и не убыстрить произнесение текста. Слыша все мелодические красоты, они просто вынуждены, говоря текст, пропевать его внутренним слухом. Слушателей же эта манера нисколько не смущает. Впрочем, чтобы спектакль не затягивался, руководителем придумано исполнять все 7 картин единым потоком, без перерывов и ненужных цезур. Как ни странно, это превращает  оперу из «вечера, проведённого в театре» в динамичный цельный спектакль.

В роли Татьяны Лариной в спектакле  заняты две девочки. В первых четырёх картинах замечательно поёт и искренне играет совсем ещё юная исполнительница. Она всё правильно и глубоко чувствует и отлично доносит до своих слушателей. В двух последних картинах партию Татьяны исполняет девочка постарше, словно те два года, что разделяют события начала и конца оперы, так явно,  зримо сделали героиню старше, сдержанней, мудрей. Эта исполнительница тоже замечательно справляется с музыкой и ролью. Хорош как актёр «Онегин». В своём юном возрасте он превосходно отразил пустоту и скуку великовозрастного барича. Вокальная сторона его роли не является (быть может, пока!) его сильной стороной.

Все ребята, занятые в спектакле, трогательно стараются, и, надо им отдать должное – у них всё получается: и их индивидуальные исполнительские появления на сцене, и общий, достигаемый совместными усилиями, результат. И пусть сценическое поведение и жестикуляция героев ещё далеки от взрослой, привычной нам по спектаклям Больших театров, пусть очень скромно сценическое оформление, слушатели, сверстники артистов, находящиеся в зале очень живо и азартно принимают выступление артистов, искренне болея за каждого из них.

Финальный поклон артистов после окончания спектакля показал, с каким восторгом аплодируют им слушатели, с какой гордостью, радостью и уважением к своему труду и труду своей руководительницы кланяются юные артисты. И здесь становится понятной главная цель  и этого спектакля, и всей деятельности театрального кружка – донесение до ума и сердца ребят  красот и ценностей великого произведения, когда юные исполнители в процессе исполнения «растут на глазах», а их сверстники – слушатели восхищаются ими и мечтают сами стать исполнителями – музыкантами и актёрами.  Эта цель  достигается  в результате   работы  Руководителя кружка Елены Николаевны Подосёновой и её юных подопечных - коллектива школьного музыкального театра над оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Преподаватель Педагогического

колледжа №7 «Маросейка», к.п.н. Саленко М.А.