Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Это Фестиваль «СИ»!

"Гуманитарная составляющая процесса обучения должна быть более значимой. Сейчас реализуется инициатива возрождения в школах хоровых и театральных кружков. Это действительно отличная, проверенная временем практика, и ее нужно развивать", — сказал В.В. Путин, выступая на заседании Совета при президенте по культуре и искусству.

Действительно, о важности занятий искусством для ребёнка писали В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,   А.С. Макаренко, педагоги, психологи, врачи, деятели искусств.

В основу концепции Московского фестиваля школьных музыкальных театров «Содружество искусств» (Фестиваль «СИ») положена идея о необходимости занятий искусством для каждого ребёнка.

Сказка ложь, да в ней намёк

Волшебные приключения Буратино и Алисы, рафинированная эстетика классического русского балета и оперы классических и современных композиторов, фантастические события в Древнем Египте и колдовство в Вальпургиеву ночь, таинственные превращения и невероятные преображения – всё это музыкальный театр, в котором играют дети. Ещё более фантастично и удивительно то, как много это даёт каждому ребёнку, который играет в спектакле.

В спектаклях дети создают образы прекрасных принцесс и фей, зловещих теней и игральных карт, королей и мышей, бездомных кошек и сказочных человечков, персонажей из сказок и легенд. Сквозь эти образы и ситуации проступают самые важные вопросы человеческой жизни – что есть добро и зло, честность и предательство…  «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок». И девицам тоже.

Так дети учатся различать правду и ложь, видимость и действительность, определяют для себя жизненные приоритеты и убеждения, учатся верить в себя, справляться с неожиданными ситуациями. И прежде всего занятия в театре - это творческое вдохновение, жизненно важное для каждого ребёнка. Почему оно так важно?

«…вне творческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний – переживаний пустоты, бессмысленности жизни, переживаний невыносимости тягучести времени и т.д.». – говорит В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, академик.

Многочисленные исследования, заключения экспертов и педагогов, более 500 отзывов участников фестиваля  и их родителей свидетельствуют о том, что участие в музыкальном театре помогает ребёнку стать  увереннее, лучше учиться,  работать в команде и дружить, даёт общее развитие и многочисленные умения для жизни.

«Это такая им психологическая помощь, им самим, детям, и соответственно родителям.  Поэтому я считаю, что это просто колоссальное дело – заниматься в театральной студии» – подтверждает Ирина Обухова, семейный психолог, эксперт Первого канала ТВ.

Некоторые из этих детей станут профессиональными музыкантами или артистами, все остальные всю жизнь с теплом будут вспоминать эти репетиции и работу в команде, это вдохновение и полёт мысли, дружбу и творческие находки, получат неисчислимое количество плюсов для своей будущей взрослой жизни.

«В любой профессии  - если человек в детстве чем-то окрылён, чем-то одарён, если в нём возникла способность к творчеству, и внимание и желание выкристаллизовать это во что-то, что способно удивлять, радовать других,  он в любой профессии это пронесёт, сохранит». – говорит Роксана Николаевна Сац,  член-корреспондент Академии Творчества, заслуженный учитель России.

Наши герои

Наши герои – это прекрасные дети, участники школьных музыкальных театров, и их замечательные педагоги. Среди участников фестиваля самые разные театры – начинающие и с длительной историей, оперные, балетные и эстрадные, с детьми разного возраста. Объединяет их одно – в музыкальных спектаклях играют, поют и танцуют дети школьного возраста. 

Это Музыкальный театр "Детский остров" гимназии №1526,  музыкальный театр «Переменка» гимназии №1541, театральная студия Прогимназии №1728 и Европейской гимназии. Музыкальные театры Детских школ искусств «Юность», «Надежда», «Вдохновение» и школы №193, музыкально-театральный коллектив «Огонёк добра» Школы искусств №5 г. Воскресенска, Детский эстрадный музыкальный театр «Мюзикл» Школы искусств им. Верстовского, Международная школа мюзикла «Гусяка», театральный коллектив «Доминанта»  Детской музыкальной школы №16 г. Киселёвска, театр Детской школы искусств №7, студий «Овация» и «Воскресение»  Центрального дома актёра, театр «Маскарад» Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой, «Ассоль» школы №158, «Маленькая фея» школы №1206, оперный театр «Лель» школы №152, музыкальный театр «Муравейник» Дворца пионеров и школьников г. Курска, театр «Гармония» школы №1874.

Театральный проект 7-Д класса школы №2030, театр «Магия» Центра образования №1482, студия «Детский лепет» школы им. Наталии Сац,  театры школы №156,  школы №72, школы №87, школы №48, школы №1998, Театр эстрадной песни «Домифаций» Центра образования №1601, Театральное объединение «Экспромт-фантазия» Центра внешкольной работы, Балетная студия Центра образования №2006,  школьный театр «БиМ» школы №37, музыкальный театр «Солнечный ГНОМ» Детской музыкальной школы им. Гнесиных,  Музыкальный театр-студия "Галёрка" Центра детского и юношеского научно-технического творчества «Исток», Коралловский театр детского балета Лицея-интерната «Подмосковный» для детей-жертв террористических актов, Театр  «Дебют» Ивановского детского дома №2, Творческая мастерская «C'est la vie» г. Электрогорска, и, наконец, Оперный театр «Жар-птица» школы №324 «Жар-птица» - основателя и организатора фестиваля.

История фестиваля

Именно с этого театра и началась история этого фестиваля. Идея его родилась в Центре образования №324 «Жар-птица» в 2007 году. Это массовая общеобразовательная школа, в которой все дети поют с 1-го по 11 класс. Несмотря на то, что специального отбора детей в эту школу нет, в оперном театре школы были поставлены 12 спектаклей, и даже «Свадьба Фигаро» Моцарта. Уже 20 лет в школе осуществляется модель «Воспитание искусством». Главная идея этой модели заключается в том, что искусство  создаёт основные личные качества человека, которые жизненно важны в любых ситуациях современной жизни. Также занятия искусством развивают креативность и инициативность, так необходимые сегодня в жизни,  и что очень важно, являются действенной профилактикой антиобщественных явлений.

«Занятия искусством позволяют развивать определённые способности к творческой деятельности и психологические качества личности, необходимые для успешного освоения наук, а впоследствии – различных профессий: интуицию, настойчивость, волю, эмоциональную и психическую устойчивость, коммуникабельность» – говорит автор идеи и концепции фестиваля Елена Борисовна Зотова, директор Центра образования №324 «Жар-птица».

«Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений»

Важнейшим положением концепции фестиваля является идея о том, что детское художественное творчество – не только эстетическое воспитание, но и опережающее интеллектуальное развитие, различные аспекты социализации и первичная профилактика асоциального поведения. Это и было положено в основу статьи доктора психологических наук А.А. Мелик-Пашаева «От арттерапии к артпрофилактике» и вынесено на обсуждение участников конференции «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», которая состоялась в рамках 3-го Московского фестиваля школьных музыкальных театров 23 апреля 2014 года в Московском институте развития образования.

Известна тревожная статистика, говорящая о проблемах с молодёжью, её десоциализации, что ставит под угрозу наше будущее. В то же время роль художественного творчества детей в первичной профилактике таких явлений мало известна за пределами профессионального педагогического сообщества, и крайне недооценена в качестве очень действенного воспитательного ресурса для каждого ребёнка, а не только подготовки будущих профессионалов, на что указал в своём выступлении автор концепции «Артпрофилактика» Александр Александрович Мелик-Пашаев. Такой вывод содержится и в его статье "От арттерапиии к артпрофилактике" (журнал "Искусство в школе", №1, 2013 г.): «Детское художественное творчество – лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол!».

Открывая конференцию, первый заместитель директора ГБНУ «МИРО» Мария Николаевна Лазутова назвала тему конференции «абсолютно уникальной». Действительно, многочисленные исследования, обширный отечественный и зарубежный педагогический опыт ясно указывают на исключительно важную роль занятий искусством в воспитании каждого ребёнка. Понятен вывод Конгресса ЮНЕСКО «Искусство в образовании» в Лиссабоне (2006 год): «Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно».

Одно из положений резолюции конференции говорит:  Необходимо признать жизненно важным вопрос обеспечения доступа каждого ребёнка к занятиям художественным творчеством в школе.

«Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье» - писал Константин Дмитриевич Ушинский. Большую роль в том, чтобы воспитание ребёнка готовило счастье для его страны, играют занятия искусством для каждого ребёнка.

О фестивале…

Третий Фестиваль "Содружество искусств" - это фестиваль-праздник и смотр достижений. Фестиваль открылся 1 ноября 2013 года в ГМА Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац. Юные участники фестиваля  и их замечательные педагоги получили прекрасный подарок – возможность увидеть знаменитую оперу С.С. Прокофьева  «Любовь к трём апельсинам». Эта постановка заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России Георгия Исаакяна в 2012 году стала лауреатом Национальной театральной премии “Золотая маска”.

Затем вплоть до торжественного закрытия, которое состоялось 26 мая  в малом зале театра, были показаны 43 спектакля. Каждый коллектив приглашал зрителей на свой спектакль через объявление на сайте фестиваля www.f-mt.ru.

Торжественное закрытие фестиваля открыла Роксана Николаевна Сац. Она поздравила юных актеров и педагогов и пожелала никогда не расставаться с музыкой и театром. На закрытии девять театральных коллективов показали фрагменты спектаклей. Все участники фестиваля получили грамоты, кубки, цветы, подарки от партеров фестиваля. Но, пожалуй, самым лучшим подарком стал сертификат на бесплатное посещение спектакля Детского музыкального театра в 2014-2015 гг.

Оргкомитет выражает огромную благодарность всем, кто поддержал 3-й фестиваль школьных музыкальных театров «Содружество искусств» – Мы выражаем глубокую благодарность Московскому Государственному Академическому детскому музыкальному театру им. Н.И. Сац за неоценимую поддержку и помощь в проведении открытия и торжественного закрытия фестиваля, мероприятий Фестиваля.

Мы выражаем искреннюю благодарность лично художественному руководителю театра Георгию Георгиевичу Исаакяну, заведующей литературно-педагогической частью театра Роксане Николаевне Сац, старшему педагогу – организатору литературно-педагогической части театра Зинаиде Дмитриевне Мясниковой за неизменную помощь и поддержку в проведении мероприятий фестиваля.

Наша искренняя благодарность руководству ГБНУ "Московский институт развития образования" за поддержку темы конференции и помощь в организации и проведении конференции «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», лично первому заместилю директора ГБНУ "МИРО" Марии Николаевне Лазутовой, старшему научному сотруднику Елене Юрьевне Ивановой за помощь в проведении конференции.

Мы выражаем большую благодарность партнёрам, благодаря чьей благотворительной поддержке был проведён праздник торжественного закрытия фестиваля для наших прекрасных детей и их замечательных педагогов в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац: цветочной базе «Мосцветторг», объединению «Диалог-Конверсия», интернет-магазину «Комус», студии визуального творчества «Квац», типографии Рустпресс, компании «Финансово-прововая экспертиза бизнеса», Николаю Александровичу Казакову, фотографу Рауфу Керимову, компании школьной формы «КлассИки, руководству школы №2030, нашим волонтёрам Марии Крыловой, Петру Казакову, Валерии Закирзяновой, Анне Щербаковой.

Четвёртый фестиваль состоится в 2015-2016 гг., а в 2014-2015 гг. все участники фестиваля поддержали идею волонтёрского движения, участие в социальном проекте – показ спектаклей школьных музыкальных театров для детей из детских домов и для посетителей центров социального обслуживания.

Елена Крылова. 25.06.2014