Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Марина Александровна Филатова

Режиссер музыкального театра «Муравейник» МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром? Что это даёт ребёнку, который не станет в будущем профессиональным артистом?

Я считаю, что не только нужно, но просто необходимо.Для меня этот вопрос  однозначный, иначе бы я не  занималась  с детьми  музыкальным театром.  Я убеждена, что именно занятия  в музыкальном театре позволяют ребенку  максимально раскрыться. Это связано с тем, что  здесь каждый  ребенок  (во всяком случае, у нас) занимается вокалом, хореографией и актерским мастерством  в равной мере,  а это позволяет максимально включить  в работу  интеллектуальный, физический, эмоциональный аппарат человека - тело, интеллект, чувства работают одновременно.   Музыкальный театр обращается к ребенку как к целостной личности -  раскрывает индивидуальность, развивает память, эмоциональную память, глубину и силу  чувств,  волю, мышление, расширяет кругозор. Театр – коллективное искусство, он приучает ребенка  к  продуктивной совместной  творческой деятельности, ребенок учится  работать в коллективе, соизмерять свои желания  с интересами  других  людей   и общим делом.  К тому же,  театральные занятия предполагают  создание  особой эмоциональной среды, где каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно, где он может  раскрыться, где  взаимопонимание, доверие внутри коллектива  между детьми и между каждым ребенком и педагогом - норма.  Ведь педагоги и дети  участники совместного творческого поиска, а творчество может существовать только там, где есть творческая свобода и подлинное общение.  И это   помогает ребенку не только реализовать себя, но и социально адаптироваться,  помогает  снять те внутренние проблемы, которые создает школа, социум, семья.

 Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «от Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве  в больше степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?

Я, абсолютно согласна с Александром Александровичем. Занятия художественным творчеством  предполагает погружение   ребенка или подростка  в культурное пространство, воспитывающую среду, способствующую становлению человека культуры, где педагог и  подросток участники совместного творческого процесса. Занятия музыкой, живописью,  хореографией, театром не может  пройти  бесследно.  А музыкальный театр   –  это соединение всех искусств, он приобщает  детей к музыке, хореографии, литературе,  живописи. Вообще  театр – это мощнейшее средство воздействия на  умы и души  подростков и детей, мощнейшее средство психореабелитации и психокоррекции для работы с проблемными детьми -  здесь можно воплотить через игру несбывшиеся мечты и идеи,  здесь можно «прожить чью-то жизнь», можно примерить «маску» другого и, тем самым понять этого другого.  Ребенок учится видеть, чувствовать, понимать другого человека, анализировать,   видеть ситуацию глазами другого человека. Театр  помогает  «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться  чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою (Чуковский К.).  

 Что  Вы хотели бы порекомендовать родителям?  (которые будут читать это интервью).

Каждый родитель  хочет видеть своего ребенка счастливым. Детство и юношество – это тот период жизни человека, когда он  может  быть  творческим, талантливым и счастливым. Главное, помочь ребенку найти  тот вид деятельности, который сделает его таким. Дополнительное образование это ОБРАЗОВАНИЕ, которое дополняет общее. Не бойтесь того, что Ваш ребенок будет  меньше сидеть за уроками (ему нужно уходить  на репетиции или тренировки), будет  уезжать на несколько дней на соревнования или конкурсы - учеба от этого не пострадает.  И даже такой страшный «зверь», как   ЕГЭ будет сдан  лучше, чем у  других одноклассников,  потому  что современные школьные  образовательные методики  опираются главным образом  на развитие  левого полушария мозга (логико-математическое и вербальное  мышление), а  правополушарное образное, творческое мышление угнетается, тем самым  игнорируется  вторая половина познавательных возможностей человека.  А  театральные методики, как часть педагогики  искусства,   помогают  решить проблему   интеграции работы правого и левого полушария.  Эта интеграция позволяет ребенку хорошо усваивать любой материал. Ваши дети будут хорошо учиться.  Помимо этого Ваш ребенок будет хорошо петь, танцевать,  работать в спектаклях, станет  творческим, свободным, уверенным в себе, коммуникабельным,  устойчивым к психологическим нагрузкам, ответственным за общее дело и что не мало важно, у него будет интересное детство и юность.