Педагог дополнительного образования, режиссер, художественный руководитель театра " Кенга и К*", драматург.
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром? Разумеется, нужно. Это не профориентация, а возможность заниматься творчеством. В рамках школьной программы ребенку трудно придумывать что-то свое, фантазировать, там всё заранее регламентировано и определено. В театре дети имеют возможность творить, это очень важно. Кроме того, в театре они имеют право на ошибку, могут варьировать, попробовать сделать по-своему и не получить за этот эксперимент плохую оценку. В театре не нужно давать ответы, которые выучены и заранее известны – ребенок учится сам ставить вопросы и по-своему отвечает на них.
Что дает театр ребенку? Свободу, прежде всего. Умение держаться на сцене, умение работать, строить партнёрские отношения, это большая проблема для детей. Отношения с родителями и педагогами не паритетные, почти нет взрослых в мире ребенка, с которыми он мог бы установить партнерские, дружеские отношения, очень редко со взрослыми возможны сотрудничество, сотворчество, общая работа, чаще взрослый сам заранее знает, как и что должен делать ребенок, он направляет или приказывает. В театре у детей есть, пожалуй, уникальная возможность установить со взрослыми коллегами партнерские отношения! Да и со сверстниками в обычной жизни им редко удается делать что- то вместе, заодно. Выстраивание отношений в театре – это очень важно. Что касается свободы существования, свободного физически человека – с такими ребятами встречаемся крайне редко. В основном приходят «деревянные человечки», очень зажатые. Такое ощущение, что в своей школьной жизни они прекрасно существуют в таком состоянии, им это не мешает получать пятерки, готовиться к ЕГЭ. Конечно, проявляется это состояние во всем – как ребята двигаются, говорят, читают стихи. В этой области критерии не поменялись со времен детского сада! «Читай с выражением!» Такое чтение пользуется успехом у учителей, за это ставят пятерки, поэтому ребятам можно не думать – читать «с выражением». Как на самом деле могут звучать стихи, что хотел сказать поэт, не имеет значения. Эту ситуацию мы пытаемся исправить в театре.
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
Во-первых, ребёнок начинает заниматься делом, которое его увлекает. Ведь, как правило, дети, которые попадают в эту неблагополучную сферу и как-то касаются наркотиков и преступного окружения, - это дети, которым нечего делать. И они никому особо не нужны, и им, по сути, никто не нужен. И вот эту пустоту они таким образом заполняют. А в театре они с самого маленького возраста начинают заниматься делом, которое их захватывает. Вообще это редкое явление – увлеченный чем-то ребёнок, который живет и горит любимым делом. Кроме того, ребенок, чье мышление, мотивация направлены на творчество, созидание, «выдумывание», не настроен агрессивно, он учится сочувствовать, сопереживать, понимать товарищей.
Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?
Родителям – приводить детей в театры, где был бы достаточно высокий уровень мастерства педагогов, где репертуар был бы не агрессивный и не «попсовый», а такой, на котором ребята могут культурно и творчески расти. Есть множество театральных коллективов, которые являются, по сути, продолжением школы – ребятам говорят, что нужно делать, куда ходить. Не стоит приводить детей туда, где репертуар, интонации и темы разговоров неотличимы от бесед в соседней подворотне. Если ребенку понравилось в театре, если он проводит в нем свое свободное время, не ревнуйте, не пугайтесь того, что он отвернется от вас – просто тут он чувствует себя счастливым, он нашел себе друзей в нормальной человеческой среде обитания. Самым решительным родителям можно посоветовать прийти в театр вместе с ребенком, попробовать себя в новой области, выйти вместе с ребенком на сцену и, может быть, впервые оказаться ему не « начальником», а соратником и другом. А мы к себе всех приглашаем и учим « с нуля». Давайте играть вместе!