Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

ОТЗЫВ на образовательную программу

«Русская оперная классика как развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на примере деятельности театрально-музыкального объединения»  

и музыкально-просветительский проект 

«Русская классическая опера – детям»

педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ №152, руководителя музыкально-театрального объединения «Лель»,  члена Союза композиторов, члена Московского музыкального общества Подосёновой Елены Николаевны   

Елена Николаевна Подосёнова – выпускница РАМ им. Гнесиных. Воспитанная в гнесинской музыкальной школе 10-летке, она с юных лет была приобщена к творческому постижению наследия музыкальной классики и профессиональному фортепианному исполнительству. В индивидуальном классе известнейшего и старейшего музыковеда Иосифа Яковлевича Рыжкина, выдающегося теоретика музыкальной науки, воспитавшего такого колосса современной музыки как Альфред Гарриевич Шнитке, Елена Николаевна получила прекрасную теоретическую школу. Остальное – умение адаптировать сложные оперные партитуры или клавиры к возможностям школьников – пришло с практикой работы в общеобразовательных московских школах №717 и №152, где энтузиазмом и усилиями Е. Н. Подосёновой была организована деятельность музыкально-театральных объедений «Робинзон» и «Лель». С 2004 года в них поставлены мюзиклы, музыкально-драматические, оперные спектакли «Ночь перед Рождеством» (Чайковский), «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка»(Римский-Корсаков). Особое место заняли в репертуаре музыкально-театрального объединения  «Лель» шедевры русского классического оперного театра – «Евгений Онегин»(Чайковский), «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»(Глинка). Е.Н.Подосёнова знакомит школьников с  музыкой современных композиторов – К. Молчанова, А. Спадавеккиа, Б. Савельева, А. Кулыгина и др.

То, что делает Елена Николаевна Подосёнова, никак не вписывается в рамки рядового школьного образования, пусть и дополнительного. К ней приходят дети с 1 по 7 классы общеобразовательной школу, ничего не знающие об опере, наверное, мало читающие, мало знакомые с русской литературной и поэтической классикой. Эти дети вырастают в ритмах поп- и рок- музыки, им с азов надо прививать интерес к музыкальной классике : задача для педагога архисложная .

Елена Николаевна умеет заинтересовать, увлечь детей. На основе практической работы ею выработаны педагогические принципы оригинальной программы «Русская оперная классика как развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы». Разработанные педагогические приемы направлены к следующим целям :

·                   общегуманитарное развитие школьников;

·                   более подробное, неформальное знакомство с русской литературной и музыкальной классикой;

·                   освоение такого сложного синтетического в своей основе музыкального жанра, как опера.

Например, в массовых хоровых сценах («Снегурочка») участвуют двадцать и более школьников. В сцене «Проводы Масленицы» ученики знакомятся с содержанием языческого обряда, древними напевами, обладающими особым ладовым складом и необычным ритмом. Для разучивания подобных хоров используются формы «блиц-опроса», конкурс-игра «участник – член жюри», ролевая игра.

В конце работы итоги подводит конкурсный отбор будущих исполнителей спектакля.

Спектакли идут в декорациях и костюмах. Вокальные партии, адаптирован- ные к возможностям юных артистов, порою перемежаются с разговорными монологами и диалогами(например, в сцене дуэли «Евгения Онегина» - текст канона «Враги, враги» произносится, в то время как предсмертное ариозо Ленского поется, и тд. Широко используется мелодекламация. Но разные формы интонирования : речевые, вокальные, в силу продуманности и музыкально-режиссерской точности адаптации Е. Н. Подосёновой, производят впечатление естественности.

Результатом занятий «вокалом» становится впечатляющее исполнение некоторых сольных номеров: классических арий, ариозо, дуэтов. Хорошо звучит дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы»; каватины и арии Антониды из «Ивана Сусанины» исполнены ученицами К.Марчуковой (7класс) и                           В. Саломатиной (6класс) почти профессионально. Выразительно и артистично раскрывает образ Сабинина А. Селевёрстов (5класс). Проникновенно в исполнении ученицы 2 класса Д. Беловой звучит песня Вани «Как мать убили». Ученица 6 класса К. Марчукова, обладающая красивым звонким сопрано на удивление легко справляется с виртуозными колоратурными ариями Людмилы(!), а ученик 3-го класса М. Галинников поет рондо Фарлафа.

Еще раз зададимся вопросом: что же представляет собой жанр музыкальных спектаклей, поставленных по русской классической опере под руководством Е.Н.Подосёновой? Это, безусловно, синтез музыки, театрального действия и слова(литературы). Главным «действующим лицом» здесь является музыка, которой подчиняется вся и всё. Опираясь на оперный клавир, Е.Н.Подосёнова берет из него самые интонационно-яркие и значительные фрагменты как вокальные, так и оркестровые. Елена Николаевна выступает в разных ролях – концертмейстера-репетитора и режиссера, даже дирижера. В спектаклях в звучании фортепиано ярко предстает музыка оркестровых оперных франгментов – увертюры, вступления, атрактов, интермедий, оркестровых «послесловий».

Драматический пласт музыкального спектакля воспроизводится через актерскую игру, сценическую речь, над которой тоже работает с детьми Е.Н.Подосёнова, – и это особая, очень трудная педагогическая задача.

Еще один пласт спектакля, эпический-отстраняющий, создается включением поэтических фрагментом «от автора» из произведений Пушкина, Гоголя, Островского, в дополнение к текстам оперного либретто.

Елена Николаевна ищет в своей работе полного понимания, единения с ребятами в процессе подготовки спектакля – оперно-драматической композиции. В этом ей помогает ее одаренность и безупречный профессионализм. Для Елены Николаевны на первом месте стоит Музыка.

В спектакли вводятся стихотворные и прозаические  тексты Пушкина («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила») Островского(«Снегурочка»), иногда, в прочем, очень тактично включаются некоторые литературные связки. Спектакли предворяет содержательное вступительное слово Е.Н.Подосёновой, которая знакомит юного слушателя с эпохой, творчеством композитора – создателя оперы и тем произведением, которое будет исполняться.

После спектаклей не оставляет чувство, что дети и педагог – одно, крепко спаянное творчески-человеческое целое. Энтузиазм и глубокая поглощенность музыкой их руководителя передается детям, вызывая их ответную реакцию. Творческое объединение «Лель» выполняет важную современную культурную задачу. Вот как ее определяет хранитель музея-заповедника «Ясная поляна», ныне советник президента по делам культуры Владимир Толстой: «Главная задача – увлечь детей… не напичкать голову ребенка знаниями, а пробудить в нем интерес к познанию. Нужно пробудить в стране массовый интерес к классической фундаментальной культуре! Только такая основа дает людям кругозор». (МК,24.07.2012, стр.7)

Результаты работы Е.Н.Подосёновой впечатляют. В течение короткого времени (3-4 месяца) музыкально-театральным школьным объединением может быть подготовлена музыкальная композиция по выбранному руководителем оперному сочинению.

Музыкальный театр «Лель» ведет большую благотворительную деятельность, выступает со спектаклями  в интернатах для детей с ограниченными возможностями, детских домах для детей-сирот, в молодежном клубе ЮНЕСКО «Сфера», Центре детской дипломатии им. Саманты Смитт и тд.

Таким образом, лозунг великого английского композитора Бенжамина Бриттена  «Давайте создадим оперу!» получает реальное наполнение. Вспомним и слова нашего выдающегося современника В.А.Гаврилина: «Можно сказать еще о многом, что стоит на пути искусства к слушателю. О недостатках музыкального образования в школах общего типа<…> вопрос о музыкальности общества – это вопрос о том, жить или не жить самой музыке. Что очень узок круг детей, обучающихся в специальных музыкальных школах…» (Гаврилин В. Слушая сердцем… СПб., 2012, с.37 -38).

Считаю, что разработанная Е.Н. Подосеновой программа в рамках дополнительного школьного образования имеет большое общегуманитарное значение. В контексте общих культурологических проблем школьного образования данная новаторская педагогическая разработка заслуживает всяческого поощрения, внимания и высокой оценки. Подобной высокой оценки заслуживает и творческая деятельность Елены Николаевны Подосёновой – большого энтузиаста педагогического дела, вносящей неоценимый вклад в музыкально-культурное образование школьников.

Доктор искусствоведения,

Профессор РАМ им. Гнесиных                                           Е.Е.Дурандина