«Русская оперная классика как развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на примере деятельности театрально-музыкального объединения»
педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ №152, руководителя школьного музыкального театра «Лель», члена Союза композиторов, члена Московского музыкального общества Елены Николаевны Подосёновой.
Дело, которому посвящает себя Елена Николаевна Подосёнова – музыковед, пианистка, выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, аспирантуры Санкт-Петербургской консерватории, создатель и руководитель 2-х школьных музыкальных театров «Робинзон» (ГБОУ СОШ №717) и «Лель» (ГБОУ СОШ №152), автор сценариев и постановщик спектаклей, - исключительно важное, благородное, эстетически и духовно значимое. С первых классов не музыкальной, что кажется совершенно невероятным, а общеобразовательной школы, она тонко, талантливо, масштабно вводит детей в богатейший мир русской классической музыки, в золотой фонд оперных произведений 19-20-го вв., являющихся художественно ярким срезом великой истории России.
Школьники под руководством Е. Н. Подосёновой не просто знакомятся с шедеврами русского оперного искусства прошлого, но и сами их исполняют своими естественными детскими еще не поставленными на опору голосами в доступных им формах. Для этого автор программы, имеющий за плечами крепкую теоретическую школу и редкие музыкальные способности, по слуху транспонирует сольные и хоровые партии в удобные для учеников тональности, тонко, незаметно упрощает хоровую и фортепианную фактуру, делает купюры, создает свою авторскую музыкально-поэтическую драматургию, способствующую динамическому развитию театрального действия.
Глубоко содержательной и аргументированной представляется пояснительная записка программы, в которой Е.Н. Подосёнова дает развернутое обоснование актуальности и новизны своего музыкально-просветительного дела, раскрывает своё оригинальное педагогическое кредо («оперу могут петь все дети»), формулирует цели и задачи образовательного процесса, направленного на воспитание многогранной личности с развитыми творческими способностями, владеющей как профессиональными навыками, так и необходимыми для адаптации в будущей взрослой жизни социально значимыми качествами.
Знакомства с программными тезисами и идеями Е. Н. Подосёновой, а также с видеозаписями поставленных ею оперных спектаклей («Евгений Онегин», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила») убеждает в том, что созданный ею музыкально-театральный коллектив «Лель», пользуясь словами автора, действительно является «лабораторией по выявлению, раскрытию и развитию творческих способностей школьников и формированию у них профессиональных навыков в области пения, сценической речи, сценического поведения и социально-значимых качеств, необходимых для жизни в социуме».
Опера – сложный многосоставный жанр, стоящий на «трёх китах»: музыка, драма (слово), действие. Удивительно и радостно, что Е.Н. Подосёнова, соединяя в своем лице сценариста, композитора-аранжировщика, педагога по вокалу, сценической речи и актерской практике, а также режиссера-постановщика и концертмейстера в доступном для детей варианте создает настоящие оперные спектакли, где дети очень проникновенно и осмысленно исполняют ведущие сольные вокальные и хоровые партии. Выразительно и трогательна песня Вани «Как мать убили», каватина и романс Антониды из «Ивана Сусанина», виртуозно исполняются колоратурные партии Людмилы в «Руслане и Людмиле», проникновенно исполняют свои партии две Татьяны из «Евгения Онегина». Учащиеся не только вокально, но и актерски ярко раскрывают свои образы.
Особенно хочется отметить прекрасное фортепианное исполнение Е. Н. Подосёновой клавирного переложения оркестровой партитуры опер, звучание фортепиано является драматургическим стержнем музыкального спектакля, в котором, по справедливому убеждению автора программы, главным действующим лицом является музыка.
Внимания и уважения заслуживает разработанная Е. Н. Подосёновой система адаптации оперного жанра для исполнения школьниками (транспонирования, переложения, аранжировка, перевод вокальной строчки в мелодекламацию, диалогическая форма голоса и фортепиано), новый музыкально-поэтический жанр.
Смело и талантливо автор программы соединяет в спектакле учащихся разных возрастов: младшие школьники поют народные хоры, участвуют в массовых сценах, учащиеся среднего звена исполняют сольные вокальные и драматические партии.
Интересным и педагогически верным считаю посещение школьной театральной труппой профессиональных оперных театров: «Новая опера», «Центр оперного пения Г. Вишневской» и т.д.
Особо хочется отметить активную благотворительную деятельность музыкально-театрального объединения «Лель» в детских домах и интернатах для детей с коррекцией. Школьники отправляются в свои, быть может, первые в жизни гастроли и, выступая перед больными и обездоленными детьми, учатся сострадать чужому горю. Методика обучения Е. Н. Подосёновой вокальным навыкам кантиленного (связного) пения, основана на правильном певческом дыхании и верных резонаторных ошущениях.
Убеждает и методика обучения сценической речи – в спектаклях дети действительно говорят четко и выразительно, приобретенные основы актерской профессии.
Замечательно найдены автором интенсивные формы обучения детей, это в полной мере достижение и изобретение руководителя театра (непредсказуемый «блиц-опрос», конкурс-игра «участник-жюри»).
Хорошо поставлена в творческом объединении воспитывающая деятельность учащихся. Переходя из спектакля в спектакль, школьники образуют с педагогом нерасторжимое творческое целое, что создает прекрасный микроклимат в коллективе.
Дети под руководством Е. Н. Подосёновой учатся преодолевать сценический страх и выступают с радостью.
Результаты образовательной деятельности Е. Н. Подосёновой ярко проявляются в мониторинге творческого роста учащихся, когда из непоющих, неговорящих, неартистичных учеников вырастают музыкальные, раскрепощенные, выразительно декламирующие юные артисты.
Четко разработана диагностика выявления творческих способностей детей и педагогического наблюдения. Автор серьезно подходит к проблеме критерия оценки образовательных результатов.
Музыкально-образовательная и просветительская деятельность Е. Н. Подосёновой, связанная с приобщением школьников к выдающимся достижениям русского оперного театра 19-20 вв., заслуживает самой высокой педагогической и художественной оценки и широкого признания. Е. Н. Подосёнова достойно продолжает дело замечательного композитора и корифея школьной музыкальной педагогики Дмитрия Борисовича Кабалевского по приобщению подрастающего поколения к великой истории, культуре и искусству России всех времен и народов.
Заслуженный деятель искусств РФ,
Кандидат педагогических наук,
Заведующий кафедрой сольного пения
РАМ им. Гнесиных М.С. АГИН
2012