Заслуженный учитель РФ,
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?
На 100 процентов, даже на двести! Именно потому и нужно, что он не будет профессионалом, даже не будет об этом мечтать, а будет просто жить с этим. Что это даёт? Вот например, сказки, истории, одно дело их читать, другое – переживать. Пережить мысль ребёнку трудно, а пережить телесно, через речь, движения, постановку, переодевания, это гораздо более продуктивно, более глубоко. Если мы считаем, что театр человеку нужен, то театр в таком именно виде нужен в гораздо большей мере. Даже так: это и есть подлинное существование театра. Потому что одно дело, когда люди приходят в театр понаслаждаться, провести время, развлечься, а другое – когда это театр, мы сами его делаем. Наша цель – чтобы каждый мог в этом участвовать и это делать. Если взять историю театра, то бродячие актёры ходили по два-три человека, приходили в деревню и говорили: "Мы сегодня играем такой-то сюжет". Приходит народ. И актеры раздавали жителям роли: "Ты сегодня будешь этим, ты сегодня будешь тем", и т.д. Может быть, они обсуждали перед самой игрой. И это была жизнь, это были психотерапевты – те, кто это делал. У людей и сейчас есть такие потребности, их удовлетворяют посторонние люди, специалисты. А в своем театре это происходит более естественно, более непосредственно.
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
Безусловно, совершенно согласна. Что такое наркотик? Это поиск удовольствия. А потом чувство удовольствия хочется продолжать испытывать. Но если мы работаем, занимаемся, живём в театре, мы это удовольствие получаем практически всё время. Мы можем сравнить чувство удовольствия от своей работы и чувство удовольствия от наркотика.
Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?
Первое, что мне пришло в голову порекомендовать: чтобы родители слушали своих детей. Бывает, что родители говорят: " Туда ходи, а туда не ходи. У тебя теннис". А следует обращать внимание на то, что ребёнок любит, от чего получает удовольствие, это важно. Ребенку важно то, что он испытывает сейчас. Ему говорят: "Плавай, ты будешь сильный, у тебя будут мускулы". Но ведь ещё неизвестно, когда это будет. И он этого не может понять, может быть, ему не нравится плавать. Это просто пример. Одно дело – заниматься чем-то для будущей жизни, другое – проживать это сейчас. Надо прислушиваться к детям.