Руководитель детской музыкально-театральной студии «Остров радости» ГБОУ "Образовательный центр на проспекте Вернадского"
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?
Музыка и театр колоссально развивают любого человека, ребёнка в первую очередь. Человек, занимающийся музыкой и театром в детстве, находится на другой ступени развития, у него другая душа. Театр и музыка вызывают интерес к творчеству и красоте, воспитывают эстетическое начало и дисциплинируют. Театром и музыкой нужно заниматься в детстве, чтобы стать лучшим в любой профессии.
Что это даёт человеку для его жизни?
Всё самое хорошее. Да, эти занятия развивают и облагораживают душу. Ребёнок начинает видеть себя в этом мире и других, даже если ребёнок просто поёт песню в хоре, осваивает любимые музыкальные инструменты, занимается в самодеятельном театре. Тот, кто не занимается всем этим — обеднённые дети. Родителям нужно не лениться водить детей заниматься, купить инструмент, ноты, а главное — показать, что им самим это интересно. Это огромный труд. Сейчас многие думают, что, заплатив деньги, проще взять нянечку, и самим не участвовать в процессе воспитания. Но они забывают о том, что являются примером для детей, и дети повторяют то, что видят у самых близких людей. Любимое занятие родителей часто становится любимым занятием детей, тем самым осуществляется передача культурного опыта.
Как это сказывается на отношениях родителей и детей?
Очень хорошо. Между родителями и детьми возникает подлинная близость. Родители и дети сейчас частенько находятся далеко друг от друга большую часть времени. Родители не хотят передавать опыт своим детям. Но ничто не заменит ребёнку занятия с собственными родителями, если это общение качественное. Дети начинают понимать, откуда в них всё самое хорошее, и потом скажут родителям огромное спасибо. Занятия в театральной студии предусматривают участие родителей в подготовке спектаклей и концертов, они вовлекаются в работу по созданию костюмов, декораций, совместной подготовке к конкурсам. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает родителей с детьми, и способствует культурному развитию. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, вооружить определёнными методами и приёмами, наполнить конкретным содержанием домашние задания. Но положительный результат работа может дать только в том случае, если педагог и родители будут действовать согласованно.
Оказывает ли это влияние на образовательный процесс?
Огромное.
Воспитывается усидчивость, чувство ответственности, закаляется характер, прививается навык работы в команде. Эти занятия оказывают влияние на все сферы деятельности. Даже если сперва эти занятия «для себя», «для души», с 13 — 14 лет можно начать заниматься профессионально. В любом случае, начинать нужно в детстве как можно раньше.
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
Однозначно согласна. Музыка нейтрализует любое зло в нашем организме. Так как музыка, не гармонизует ничто. Она объективна и всесильна. Нет ничего сильнее по воздействию на человека, чем гармония музыки. Слову мы придаём субъективное значение, тогда как музыка не требует словесной поддержки и действует напрямую.
Что бы Вы хотели порекомендовать родителям?
Не бояться отдавать детей заниматься музыкой и театром в театрально-музыкальные студии и музыкальные школы, к частным педагогам. Не поддаваться тем педагогам, которые перегружают ребёнка непосильными заданиями, чем «насилуют» детей, отбивают желание заниматься. Главное — привить любовь к музыке, театру. Отдавать детей тем педагогам, у которых «горят глаза», и которые любят свою профессию и детей. Очень важно окружить ребёнка только самыми лучшими вещами — книгами, фильмами, фотографиями, музыкой, записями, спектаклями и... людьми.