Директор Ивановского специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Радуга".
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?
Когда писали программу «Детский дом - театр», мы хорошо понимали, что наши дети не станут артистами в большинстве. НО, помимо актёрской специальности, в жизни существует достаточно много других театральных специальностей: костюмеры, гримёры, осветители и так далее. Мы это учитывали, поэтому в нашем доме одни дети играют, другие - рисуют, шьют и так далее. Есть ещё зрители, ведь доброму, умному, красивому мы учимся в театре. Играя в театр, мы развиваем у ребят, прежде всего, коммуникативные навыки. Для воспитанников детского дома это первостепенная необходимость.
Успех любой деятельности, в первую очередь, зависит от руководителя. Если есть замечательный руководитель студии, который этим живёт, сам пишет сценарии, сам готовит спектакли, репетирует с детьми, то этим живут и дети. Когда мы сами увлечены, то увлекаем и окружение.
У нас есть одна труппа, которая уже имеет многолетний опыт театральной деятельности. На подходе готовим второй состав театральной труппы – это малыши. Но мы пошли дальше и решили разбить весь детский дом на театральные студии. Все получили задание – найти себя. Младшие школьники решили освоить кукольный театр, очень много всего изучили, сделали кукол, ширму. У них уже был первый спектакль, 5 минут. Они настолько прочувствовали своих героев: за каждой бабочкой, за каждым цветочком виден характер ребёнка, который им управляет. Вторая группа – это взрослые дети, подростки. Они тоже нашли себя, стали театром абсурда. Очень часто я не знаю, чего от них ожидать, но они – молодцы, стараются всегда удивить чем-то необычным. У них получается, осваиваются разные жанры, ребятам это нравится. Еще одна группа – театр теней. Тоже ребята - подростки. Они получают знания о свете и тени, о работе актера за ширмой. Участвуя в театральной постановке, играя за ширмой, у многих ребят уходят страхи и комплексы, снимается тревожность.
Эта игра в театр проходит у нас через всё, через всю жизнь детского дома. Мы стихи на конкурсах не просто читаем, а ставим мини-спектакли. О нравственности с ребятами говорим через инсценировку басен. Самое главное, что дети понимают, о чем говорят, что читают. Они, не стесняясь, показывают свои чувства и эмоции.
У нас коррекционный детский дом, дети имеют задержку психического развития, но учатся в массовых школах. Наш уровень - тихие троечники. Но даже это для нас значимый результат. Мы развиваем память, внимание, мышление на занятиях по драматическим играм. Это позволяет детям чувствовать себя более комфортно в школе.
До того, как детский дом включился в программу «Детский дом – театр», у нас была небольшая группа детей, занимающихся театральной деятельностью. Она была как бы в числе привилегированных. Они образцово-показательные, у них много выступлений, к ним приходят друзья, большое количество связей с различными учреждениями и социальными партнерами. Опыт этой группы мы перенесли на весь дом. Добавились новые артисты, и они оказались не хуже. Появились другие таланты. Произошел перелом в мозгах. У детей поднимается самооценка, они становятся значимыми и востребованными. Детский дом сдружился, стал одним целым. Это большая заслуга педагогов.
Все педагоги прошли курсы повышения квалификации, получили знания и умения по театральной деятельности. А дальше с педагогов стали спрашивать, как применили на практике полученные знания, чему научились дети. Получилось не сразу, но через полгода мы увидели результат. Получается и вправду хорошо.
Что это даёт детям?
Это была моя первостепенная задача – решить вопрос с социализацией детей. В первую очередь, в театре мы развиваем – коммуникативные качества, учим ребёнка разговаривать. Чем наши дети страдают – они не могут озвучить свои желания, свои проблемы, не знают, как сказать, к кому подойти. Через роли они учатся говорить, не бояться, не стесняться другого человека. Во-вторых, развиваем таланты и способности. Не важно, куда пойдёт ребенок учиться, на маляра-штукатура или повара, в любом заведении есть некая самодеятельность. Талантливый человек будет востребован везде. Наша задача сделать так, чтобы дети не скрывали свои способности.
Вторая задача – духовно-нравственное развитие ребенка. Приобщение воспитанников к художественному творчеству способно сохранить цельность личности ребенка, ведет к развитию душевной чуткости, эмоционального интеллекта – способности понимать душевную жизнь и свою, и других.
Для примера: неоднократно наши дети выигрывают областной конкурс «Подари детям море». Три года, как победители, ездят в Турцию и в Египет. Дети выигрывают за счёт своих театральных способностей и огромного желания стать лучшими. Многие нас не понимают, зачем вам это, зачем вы вкладываете в детей из детского дома, зачем отправляете в дорогие поездки? Опыт показывает, что после таких побед происходит сдвиг в психологии ребенка. Он видит две абсолютно разные жизни, одна - мама и папа пьющие, грязь в доме и неустроенность, и другая жизнь – море, солнце, красивые люди, активный отдых. Ребенок начинает планировать будущее, «я заработаю, и я поеду». Когда ребята в этом году ездили в Египет, они договорились, что через 5 лет здесь встретятся. И я уверена, что у них это получится. Они чувствуют, что они могут.
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
Однозначно. О системе детского дома можно много говорить, но необходимо, чтобы бы присутствовали три вещи. Первое – бытовой уют. Я не говорю, что должен быть евроремонт. Но уют и комфорт должен быть. Второе – должна быть организована занятость: интересная, развивающая, разнообразная, с учётом возраста и пола. И ребёнка к этому надо плавно двигать. Третье – уважение старших и младших, сотоварищество. И детский дом превращается в семью.
Что Вы хотели бы порекомендовать тем, кто хочет помогать детским домам?
Сложно давать советы. Одним требуются только материальные блага. И люди готовы помогать. Есть люди, которые готовы помочь морально – проводить занятия, говорить о душе и так далее, и такая помощь тоже востребована.
Хороша и необходима поддержка центров социальной адаптации выпускников, туда же приходят и одинокие мамочки, и молодые семьи. Им нужно помочь, у них ничего нет, они всему рады.
Хорошо стать другом, наставником конкретному ребенку, писать ему письма, поддерживать, давать совет или протянуть руку помощи в трудной ситуации, одним словом, сопровождать по жизни.
Для нас я обычно прошу поддержать театральную студию, так как требуется большое количество расходных материалов для занятий, для постановки спектаклей. А также прошу помочь с организацией экскурсионных поездок. Хочется, чтобы дети увидели Москву, Петербург, другие города нашей страны. Для воспитанников детского дома это очень важный опыт.