Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Саламатина Татьяна Александровна

Директор Ивановского специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Радуга".

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром? 

Когда писали  программу «Детский дом -  театр», мы хорошо понимали, что наши дети не станут артистами в большинстве. НО, помимо актёрской специальности, в жизни существует достаточно много других театральных специальностей: костюмеры, гримёры, осветители и так далее. Мы это учитывали, поэтому в нашем доме одни дети  играют, другие -  рисуют, шьют и так далее. Есть ещё зрители, ведь  доброму, умному, красивому мы учимся в театре. Играя в театр, мы развиваем у ребят, прежде всего, коммуникативные навыки. Для воспитанников детского дома это первостепенная необходимость.

Успех любой деятельности, в первую очередь, зависит от руководителя. Если есть замечательный  руководитель студии, который этим живёт,  сам пишет сценарии,  сам готовит  спектакли, репетирует с детьми, то  этим живут и дети. Когда мы сами увлечены, то увлекаем и окружение.

У нас  есть одна труппа, которая уже имеет многолетний опыт театральной деятельности.  На подходе готовим второй состав театральной труппы  – это малыши. Но мы пошли дальше и решили разбить весь детский дом на театральные студии. Все получили задание – найти себя. Младшие школьники решили освоить кукольный театр, очень много всего изучили, сделали кукол, ширму.  У них уже был первый спектакль, 5 минут. Они настолько прочувствовали своих героев: за каждой бабочкой, за каждым цветочком виден характер ребёнка, который им управляет. Вторая группа – это взрослые дети, подростки. Они тоже нашли себя, стали театром абсурда. Очень часто я не знаю, чего от них ожидать, но они – молодцы, стараются всегда удивить чем-то необычным. У них  получается, осваиваются разные жанры, ребятам это нравится. Еще одна  группа – театр теней. Тоже ребята - подростки. Они получают знания о свете и тени, о работе актера за ширмой. Участвуя в театральной постановке,  играя за  ширмой, у многих ребят уходят  страхи и комплексы, снимается тревожность.

Эта игра в театр проходит у нас через всё, через всю  жизнь детского дома. Мы стихи на конкурсах не просто читаем, а ставим мини-спектакли. О нравственности с ребятами говорим   через инсценировку  басен. Самое главное, что дети  понимают, о чем говорят, что читают. Они, не стесняясь, показывают свои чувства и эмоции.

У нас коррекционный детский дом,  дети имеют задержку психического развития, но учатся в массовых школах.  Наш уровень   - тихие троечники. Но даже это для нас значимый результат.  Мы развиваем память, внимание, мышление на занятиях  по драматическим играм. Это позволяет детям чувствовать себя более комфортно в школе.

До того, как детский дом включился в программу «Детский дом – театр», у нас была небольшая группа детей, занимающихся театральной деятельностью. Она была как бы в числе привилегированных. Они образцово-показательные, у них много выступлений, к ним приходят друзья, большое количество связей с различными учреждениями и социальными партнерами. Опыт этой группы мы перенесли на весь дом.  Добавились новые артисты, и они оказались не хуже. Появились другие таланты. Произошел перелом в мозгах. У детей поднимается самооценка, они становятся значимыми и востребованными. Детский дом сдружился, стал одним целым. Это большая заслуга педагогов.

Все педагоги прошли курсы повышения квалификации, получили знания и умения по театральной деятельности. А дальше с педагогов стали спрашивать, как применили на практике полученные знания, чему научились дети. Получилось  не сразу, но через полгода мы увидели результат. Получается и вправду хорошо.

Что это даёт детям?

Это была моя первостепенная задача – решить вопрос с социализацией детей. В первую очередь, в театре мы  развиваем – коммуникативные качества,  учим ребёнка разговаривать. Чем наши дети страдают – они не могут озвучить свои желания, свои проблемы, не знают, как сказать, к кому подойти. Через роли они учатся говорить, не бояться, не стесняться другого человека.  Во-вторых, развиваем таланты и способности.  Не важно, куда  пойдёт ребенок учиться, на маляра-штукатура или повара, в любом заведении есть некая самодеятельность. Талантливый человек будет востребован везде. Наша задача сделать так, чтобы дети не скрывали свои способности.

Вторая задача – духовно-нравственное развитие ребенка. Приобщение воспитанников к художественному творчеству способно сохранить цельность личности ребенка, ведет к развитию душевной чуткости, эмоционального интеллекта – способности понимать душевную жизнь и свою, и других.

Для примера: неоднократно наши дети выигрывают областной конкурс «Подари детям море». Три года, как победители,  ездят в Турцию и в Египет. Дети  выигрывают за счёт своих театральных способностей и огромного желания стать лучшими.   Многие нас не понимают, зачем вам это, зачем вы вкладываете в детей из детского дома, зачем отправляете в дорогие поездки? Опыт показывает, что после таких побед происходит сдвиг в психологии ребенка.  Он видит две абсолютно разные жизни, одна -  мама и папа пьющие, грязь в доме и неустроенность, и другая жизнь – море, солнце, красивые люди, активный отдых. Ребенок начинает  планировать будущее,  «я заработаю, и я поеду». Когда ребята в этом году ездили в Египет, они договорились, что через 5 лет здесь встретятся. И я уверена, что у них это получится. Они чувствуют, что они могут.

Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой  против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?  

Однозначно. О системе детского дома можно много говорить, но необходимо, чтобы бы присутствовали три вещи. Первое – бытовой уют. Я не говорю, что должен быть евроремонт. Но уют и комфорт должен быть.  Второе – должна быть организована занятость: интересная, развивающая, разнообразная,  с учётом возраста и пола. И ребёнка к этому надо плавно двигать. Третье – уважение старших и младших, сотоварищество. И детский дом превращается в семью.

Что Вы хотели бы порекомендовать тем, кто хочет помогать детским домам? 

Сложно давать советы. Одним требуются только материальные блага.  И люди готовы помогать. Есть люди, которые готовы помочь морально – проводить занятия, говорить о душе и так далее, и такая помощь тоже востребована.

Хороша и необходима поддержка центров социальной адаптации выпускников, туда же приходят и одинокие  мамочки, и молодые семьи. Им нужно помочь, у них ничего нет, они всему рады.

Хорошо стать другом, наставником конкретному ребенку, писать ему письма, поддерживать, давать совет или протянуть руку помощи в трудной ситуации, одним словом, сопровождать по жизни.

Для нас я обычно прошу поддержать театральную студию, так как требуется большое количество расходных материалов для занятий, для постановки спектаклей. А также прошу помочь с организацией экскурсионных поездок. Хочется, чтобы дети увидели Москву, Петербург, другие города нашей страны. Для воспитанников детского дома это очень важный опыт.