Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Ариадна Юрьевна Салтанова

Генеральный директор Телерадио компании "ГЛАС".  Генеральный продюсер и режиссёр-постановщик. Педагог по актёрскому мастерству.
 
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?  
 
Однозначно нужно. Для общего их развития это и  нужно, и полезно. Ребёнок преодолевает собственные комплексы, учится общаться, начинает разбираться в самом себе. Артист должен понимать, зачем он вышел на сцену, какая задача стоит перед его персонажем. Ребенок начинает мыслить. У современных детей мозги построены таким образом, что за них мыслят все. Дома родители, в школе учителя, а после школы Интернет, который сейчас заменяет им сейчас некий мыслительный процесс. Когда ребёнок находится на сцене во время репетиции и мы требуем от него, чтобы он включился, подумал, и проанализировал, он впервые начинает думать самостоятельно. Нет папы, мамы, подсказок, Интернета, он должен понимать, что он хочет от своего партнёра, зачем он сюда вышел, какая у него задача. Причём мы заставляем его сформулировать эту задачу как некий глагол действия. «Чего ты хочешь от своего партнёра? – Я хочу …» Он начинает мыслить и это, безусловно, очень важная составляющая его личностного роста. Развитие личности через призму творчества – наверное, одно из самых продуктивных. На него можно нанизывать уже всё остальное. Художественное развитие личности ребёнка создаёт фундаментальную основу, базис его  человеческого «Я», на который в дальнейшем выстраивается надстройка его мировосприятия, поведенческих навыков в окружающем социуме. 
Могу сразу сказать о нашем проекте, что у нас нет задачи дать ребёнку некое общее развитие. Мы ориентируем их на профессиональное образование. У нас очень жёсткие условия занятий,  обучение плюс репетиционный процесс занимает у них очень много времени- порядка 5 раз в неделю, а ещё и спектакли. 
 
 В рамках Года Германии в России нам предложили поставить и организовать прокат международного детского мюзикла по сказке О. Пройслера «Маленькая ведьмочка»  . Мы отсмотрели более 700 детей и отобрали порядка 180. Поначалу мы не моглисправиться с этой лавиной детей. Мы обещали родителям, что каждый ребёнок должен сыграть какую-то роль, но потом поняли, что это невозможно. Потому что один состав спектакля - 21 ребёнок, а 180 – это 8-9 составов. У нас было много проектов с детьми- актёрами  и понимали, конечно, что это Сизифов труд (отрепетировать с таким кол-ом составов). Но мы также понимали, что когда начнётся серьёзная работа, то многие отпадут сами, поняв, что как будущая профессия актёрский труд им не очень интересен. Так и получилось. До выпуска спектакля дошло порядка 60-ти детей.
Нам  удалось собрать очень профессиональную группу педагогов(к примеру, хореограф-постановщик - Юрий Савельев, руководитель хореографического коллектива Salty Mo;  Евгений Крупник, молодой композитор, он у нас один из ведущих педагогов по вокалу).
 
Мы заключаем с родители два контракта. По одному они платят за обучение своих детей, по другому контракту мы выплачиваем гонорар детям за их участие в постановке. Когда дети стали зарабатывать сами, у них поменялось отношение к деньгам. Одно дело они бесплатно получают от родителей, другое – сами зарабатывают. Я общаюсь с родителями очень плотно, и они рассказывают, что дети свои гонорары не тратят на жвачки и чупа-чупсы, а откладывают на подарки маме и папе. А кроме того, если в семье сложная ситуация с финансами, эти гонорары дают возможность ребёнку продолжать образование.Мы видим, что это работающая система.
 
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой  против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?
 
Я с ним абсолютно согласна. У нас занимаются дети в возрасте от 10 до 16 лет, и это критический возраст, сложный, подростковый, и наверное, когда в этом возрасте они максимально заняты делом – у них общее дело, общие интересы, - им просто некогда заниматься чем-нибудь другим. Они психологически достаточно спокойно проходят этот период. Если мы вспомним педагогические постулаты Крупской, то она говорила, что вначале надо привить любовь к прекрасному, дать эстетическое воспитание, а потом вкладывать знания. И восприятие знаний становится иным. Потому что одно – если человек сидит на уроке и тупо слушает учителя, который часто бывает неинтересен, а другое – человек начинает видеть мир с другой стороны, творчески относиться к присутствию на уроке. Он по другому воспринимает учителя в классе и урок не кажется ему уже таким не интересным.  У него уже другое отношение к познанию мира. Творческая сублимация даёт ему толчок совершенно неординарного мировосприятия. 
 
У нас в проекте дети начали задавать вопросы: «Ариадна Юрьевна, это нормально, что мне неинтересно со сверстниками? Они просто дети рядом с нами».Это нормально, так ваш мозг постоянно находиться в мыслительном процессе, в процессе самоанализа, в процессе принятия ответственных решений и самоконтроля и соответственно он начинает интенсивно развиваться, и вы быстрее взрослеете. Поначалу у нас группа родителей их переодевала, помогала во время спектакля, потом я сказала: «Всё, мамочки, давайте сядем в зал».  Они сели в зал и дети весьма успешно справились со стремительным процессом смены костюмов, помогая друг другу сами.
 
Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?
 
Я бы посоветовала родителям прежде всего обращать внимание на своих детей. Если ребёнок увлечён каким-то творческим делом, я бы очень посоветовала обратить на это внимание и постараться не только не мешать, а всячески ему помочь. Давать ему больше свободы, больше доверять своему ребёнку.  У нас несколько детей ушли из проекта из-за родителей, которые не поддержали их стремлений, прикрывая свой уход какими-то нелепыми объяснениями об бесконечной занятостью ребёнка в «тяжелейшем» школьном процессе.А некоторые из этих детей приходили к нам и просились обратно. Но время ушло и им уже не догнать своих товарищей, а начинать все сначала с новыми ребятами не каждому под силу. Ребёнок стремится в творческий коллектив, ему нравится, ему в нем комфортно, а родители начинают создавать препятствия, придумывать несуществующие проблемы, только чтобы он не ходил. Поэтому я бы посоветовала родителям – не мешать, а помогать ребёнку. У меня у самой четверо детей, и я всегда поддерживаю желание ребёнка развиваться в том или ином направлении. Если ему становится неинтересно, то он меняет направление, и я это тоже поддерживаю. Это его выбор, ему должно быть интересно.  Мне кажется, у родителей свои собственные комплексы и они пытаются реализовать их в своих детях. А у ребёнка своя жизнь.