Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Ольга Павловна Шевчук

Учитель русского языка и литературы школы №49.

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?   

Да, обязательно нужно. Сцена раскрепощает детей, развивает творческие способности. Поэтому тех детей, которые участвуют в спектаклях, сразу видно и на уроках, и во внеурочной деятельности: им всего хочется, глаза горят,  они всё делают. Это и было главной идеей организации театральной студии в этом классе. Видя результаты, я понимаю, что наша работа просто бесценна, хотя я уверена, что из нашего коллектива самое большое один человек свяжет свою судьбу с театром, а остальные занимаются для себя.

Что это даёт человеку для его жизни?

Что даёт? Даёт очень многое. Во-первых, сейчас все говорят о том, что наши дети не читают,  не умеют понимать текст. Недавние исследования  ПИРЛС и ПИЗА это подтверждают. Так вот во время репетиций дети учатся именно понимать текст, потому что им нужно не только выразительно прочитать слова, но и понять, увидеть, а потом и передать на сцене истинный смысл высказывания, который часто выражается не словами. И поэтому маленькие артисты литературные произведения воспринимают значительно глубже, чем такие же дети, которые не играют в спектаклях.

Во-вторых, такие дети легче общаются. Чтобы получился спектакль, нам приходится общаться и на репетициях, и во время выступления. Общение становится потребностью. А общительный ребенок, как известно, не ощущает себя одиноким, ведь он уверен, что у него есть единомышленники.

В-третьих, театр развивает ребенка в культурном отношении, ведь мы обсуждаем литературу, разговариваем о театре, о спектаклях (о социально значимых парадигмах). Появляется интерес вообще к жизни на сцене. Например, сейчас мы сами сыграли, а в пятницу идём в Театр киноактёра и смотрим на игру профессиональных актёров.

Кроме всего этого, ребята становятся более дружными и ответственными, они научаются жить в коллективе, болеть не только за себя, но и за товарищей, т.е. развивается коллективная ответственность. Ведь иногда случается, что кто-то забыл или потерял, например, какой-то реквизит, тогда помогают все. С другой стороны, и растеряша в следующий раз не захочет доставлять столько хлопот товарищам – будет внимательнее к своим вещам.

Поэтому, несмотря на то что создание спектакля – это очень трудоёмкая работа и каждый раз в начале года я сомневаюсь, возьмемся ли мы снова за это, все-таки каждый год выводим детей на сцену. Понятно, что в одиночку поднять спектакль невозможно - в этом участвуют все: и родители учащихся, и те ребята (наши одноклассники), которых зритель не видит на сцене во время спектакля, и администрация школы (директор С.В. Лопаткина, завуч Купцов П.Ю.). Конечно, выходных нет  ни у кого: ни у детей, ни у их родителей, ни у режиссера (особенно накануне премьеры), но  без этой работы скучно жить.

Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой  против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения? 

Конечно, я это и имела в виду, говоря о том, что дети общаются на фоне культурной среды. К тому же, работа над спектаклем, над созданием образа героя -  это и нравственное воспитание. Человек, который умеет сочувствовать, сопереживать (а иначе он не сможет создать сценический образ), никогда не совершит злого поступка.

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?  

Я дам рекомендацию как родитель родителям (в этом спектакле участвует и двое моих родных детей; они никогда не будут актёрами, но я вижу, как дети сами хотят участвовать, потому что в этом проявляется их творчество). Всякому человеку необходимо ощущение успеха, особенно ребенку. Успешные дети многого добиваются в жизни. Подготовленное выступление – это ситуация успеха. Поэтому в силах родителей предоставить детям такую возможность. Ведь на уроке в школе может выступить 2-3 человека, от силы 5, а здесь - каждый. У нас, например, участвуют все желающие, поэтому в нашем спектакле 2 состава. Безынициативных детей тоже желательно отдать в драмкружок. Театр поможет сделать так, чтобы дети раскрепостились. Театр – это такая терапия от всех болезней, лекарство. Плюс развитие памяти, внимания, мышления.