Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Школа, где живет «Жар-птица»

Самое потрясающее в искусстве, может быть то,
что оно всегда полёт не для себя одного,
а всегда приглашение к полёту других и многих . . .
Лев Аронович Баренбойм

Изменившаяся культурная, социальная и технологическая среда требует от системы образования быстрых решений и преобразований. Современную школу потрясают волны хаотичного реформирования, вызванные недопониманием её основных задач и функций. С одной стороны есть потребность главной задачей школы считать воспитание гражданина, а с другой стороны – рассматривать образование как услугу и как отрасль по взращиванию «квалифицированного потребителя». Такое противоречиеприводит к тому, что современные родители и общество в целом предъявляют к школе все новые и новые требования. Вопрос: «Как и что делать, чтобы наша школа была востребована и как при этом сохранить верность традициям культуры?» стоит перед любым коллективом и любым руководителем.

Педагогический коллектив нашего Центра разработал программу «Воспитание искусством», в основу которой положено деятельностное освоение языка искусств и приоритетная роль искусства в развитии личности. Мы поставили задачу интегрировать музыкально-эстетическое образование в ткань структуры и жизнедеятельности всей школы, при актуализации художественно-творческого начала и создании музыкально-эстетической среды.

Символом нашей школы стала сказочная Жар-птица. Почему Жар-птица? В русских сказках Жар-птица является символом счастья. Для нас Жар-птица - символ мечты, фантазии, творчества, поэтому она поселилась на гербе нашей школы и стала главной героиней всей нашей школьной жизни. Она живет в нашем гимне, на школьном флаге, грамотах и даже на школьной печати. Поймать перо Жар-птицы – значит, осуществить свою мечту и найти свое место в жизни. Мы стремимся, чтобы каждый ребенок, и каждый взрослый смог поймать такое перышко.

В нашей школе № 324 в 1990 году были открыты классы с углублённым изучением искусства. Причем, не просто были введены дополнительные предметы: сольфеджио, хор, музыкальная литература, музыкальный инструмент, но и разрабатывался, создавался принципиально новый тип музыкально-эстетического образования, где каждый школьник может применить полученные музыкальные знания, умения, навыки, опыт музыкально-практической творческой деятельности.

Благодаря созданной модели школы, учебному плану, программам, новым технологиям вокально-хоровой работы наиболее одарённые учащиеся по окончанию школы продолжают образование в специальных музыкальных учебных заведениях, а остальные учащиеся получают начальное музыкальное образование, развивают творческие способности, овладевают музыкальной культурой. Опыт работы в этом направлении доказал, что возможно и необходимо качественно и гармонично воспитывать в обычной общеобразовательной школе как любителей музыки, так и профессионалов-музыкантов.

Своеобразным творческим кредо нашего коллектива уже много лет служат хорошо известные слова великого пианиста Г.Г. Нейгауза: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты. И тогда наш труд оправдан».

Основные положения концепции нашего Центра образования №324:

– занятия искусством позволяют развивать определенные свойства творческой деятельности и психологические качества личности, необходимые для успешного освоения наук, а впоследствии – различных профессий: интуицию, настойчивость, собранность, волю, эмоциональную и психическую устойчивость, активную жизненную позицию, коммуникабельность;

– сбалансированность развития детей в различных областях науки и искусства позволяет увеличить возможности профориентационной работы непосредственно в школе;

– овладение разнообразными формами художественной деятельности дает возможность создания новых форм творческой мотивации в научных областях;

– овладение навыками творческой деятельности, результативность и успешность в творчестве позволяют сохранить психическое равновесие и оптимизм в трудных жизненных ситуациях, учат детей ценить время, эффективно распределять силы;

– художественная деятельность оказывает значительное психотерапевтическое воздействие на детей и подростков, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, восстанавливая энергию и создавая положительный настрой учащихся на последующие занятия;

– уважение и достоинство личности – взаимодействие учителя и ученика строится на основе сотрудничества и сотворчества.

В качестве основных характеристик школьного пространства мы выделяем следующие: разнообразие, открытость, комфортность, диалогичность, духовную и эмоциональную насыщенность, толерантность, естественность, востребованность творчества, наличие свободных зон развития и клубной деятельности, сохранение и культивирование традиций. Такая среда предполагает сочетание нескольких системообразующих принципов:

-          интеграцию основного и дополнительного образования, а также урочной и внеурочной деятельности в едином образовательном процессе;

-          перенос основных принципов дополнительного образования
(творческий характер деятельности, свободное развитие, психологическая комфортность и т.д.) на предметы базового цикла;

-          совместное творчество педагогов, учащихся и родителей при организации общешкольных мероприятий;

-          оказание квалифицированной помощи в творческом самоопределении детей педагогами разного профиля;

-          создание педагогического коллектива как ансамбля единомышленников, объединяющего учителей базового и дополнительного образования;

-          создание интегрированных программ и курсов, направленных на повышение качества образования средствами искусства (поэтическое творчество на уроках биологии; музыка и изобразительное искусство на уроках литературы, истории и т.д.);

-          планирование и организацию мероприятий для демонстрации достижений, результатов профессионального и творческого роста детей и взрослых.

С 1 по 8 класс все учащиеся обучаются в классах углубленного изучения искусства, а с 9 класса, когда наступает пора первых шагов в выборе будущей профессии, происходит формирование профилей. В старшей школе открыты профили: социально-гуманитарный, включающий в себя художественно-эстетический профиль, и информационно-технологический, ориентированный на дальнейшее обучение в технических ВУЗах. Учащиеся изучают различные языки программирования, физику и геометрию с использованием сред «Живая физика» и «Живая геометрия». Целенаправленная работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, проектная деятельность, совершенствование материально-технической базы, профессионализм учителей позволяют уже в течение нескольких лет занимать первые места в городском конкурсе компьютерных проектов, становиться призерами в окружном и городском этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Уже два года работает научное общество «Детская Академия наук», которое объединило учителей и учащихся, делающих первые шаги в исследовании. Лучшие проекты («Глобальное потепление или похолодание» - 9 класс; «Московское детство» - 6 класс; «Возможность существования жизни на планетной системе Глизе 581» – 7 класс) были отмечены наградами на окружных и городских конкурсах.

В 2007 году мы стали победителями Приоритетного национального проекта «Образование», представив на суд жюри Третью программу развития «Проектирование Центра образования «Жар-птица» как культурно-образовательного комплекса района Проспект Вернадского». Тот год принес нам победу и в конкурсе «Строим школу Будущего». Мы получили грант Департамента образования на организацию Первого московского фестиваля школьных музыкальных театров, который провели совместно с Московским музыкальным театром «Геликон-опера». В этом году мы проводим Третий московский фестиваль школьных музыкальных театров, который получил статус городского театрального проекта (сайт:www.f-mt.ru). В рамках проведения фестиваля осуществляется просмотр спектаклей участников фестиваля, мастер-классы солистов оперы, педагогов и режиссеров детских театральных коллективов, педагогов Российской академии театрального искусства и др.

В 2001 году в Центре образования открылся школьный музыкальный театр «Жар-птица». Вместе с детьми мы взялись за самый сложный жанр, который по праву считается вершиной музыкального мастерства. Опера – синтетический вид искусства, где органично сочетаются пение, инструментальная музыка, поэзия, пантомима, танец, искусство костюма, изобразительное и декоративное искусство. Постепенно музыкальный театр стал системообразующим компонентом, который объединил педагогов и вокруг которого создаётся и развивается новое культурно-образовательное пространство.

За эти годы были поставлены спектакли - опера С. Баневича «Стойкий оловянный солдатик», опера В. Моцарта «Свадьба Фигаро», опера М. Магиденко «Приключение Незнайки», музыкальные композиции «Песенные кружева России», «По страницам оперетт», музыкальный спектакль «Ночь перед Рождеством», водевиль В. Сологуба «Беда от нежного сердца», детские оперы А. Бюхнера «Грибной переполох», «Веселые марионетки».

Одной из самых больших удач стала постановка оперы  В. Моцарта «Свадьба Фигаро». В процессе работы над спектаклем, над характерами действующих лиц, при разучивании вокальных партий с детьми, педагоги поняли, что необходимо погружение детей в историческую эпоху. К работе над спектаклем подключились учителя истории, литературы, музыкальной литературы, хореографии, были созданы и проведены с детьми элективные курсы, а сам спектакль объединил учителей и педагогов дополнительного образования. Интересен тот факт, что все солисты спектакля «Свадьба Фигаро», получив «оперную» прививку, продолжили профессиональное образование на вокальных факультетах музыкальных колледжах и ВУЗах: в музыкальном колледже и Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства имени В. Попова, Российской академии театрального искусства. Выпускники продолжают приходить на занятия вокального ансамбля и вместе с нашими учениками участвуют во многих концертах и проектах. Они не только дарят нам минуты наслаждения, но и являются для наших учеников своего рода примером и культурным образцом, которому юное поколение стремится подражать.

Одной из особенностей нашего Центра образования, где учащиеся с 1 по 11 класс занимаются искусством, является обретение ребёнком новой для него роли или позиции. Это выражается в том, что с самых первых шагов в приобщении к искусству ребёнок становится не только потребителем новых знаний, умений, навыков, но и проводником, т.е. он сам в свою очередь приобщает к искусству окружающих.  В течение года вся учебно-концертная деятельность построена так, чтобы каждый ребёнок мог дарить радость от общения с искусством сначала своим педагогам, родителям и одноклассникам, а затем всем, кто приходит на наши концерты и спектакли. Поэтому процесс обучения становится социально значимым.

При подготовке к концерту, фестивалю, премьере, гастролям ребенок идет к новой вершине своего мастерства, совершая, казалось бы, невозможное. Поэтому репетиции, спектакли, конкурсы не менее значимы, чем уроки. Это как остановка - фиксация результата развития ребенка на определенном этапе. Помимо совершенствования мастерства появляется свобода исполнения, умение собраться, донести замысел до слушателей. Если творчество увлекает ребенка, то через некоторое время мы замечаем, как он взрослеет, как удивительным образом меняется его духовный мир.

Закономерно, что, получая возможность развиваться в самых разных направлениях, наши ученики год от года добиваются всё более значительных побед на олимпиадах, конкурсах, фестивалях в различных областях науки, искусства, спорта, участвуют в международных проектах, выезжают на гастроли за границу.

В течение нескольких лет на основе договорных отношений мы сотрудничаем с ВУЗами – МГИМО, МИРЭА, АТиСО, МПГУ, РГСУ, МГПУ.

Наша школа является базовой при проведении Международных конференций, фестивалей, конкурсов по музыкальному образованию МПГУ и ISME (Международное общество по музыкальному образованию). Мы принимали участие в Международном конкурсе «Учитель музыки 21 века». С учащимися 3-11 классов на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории проводили мастер-классы студенты и профессора музыкальных факультетов педагогических ВУЗов и консерваторий России, Германии, Испании, Японии, США.

Наши педагоги и учащиеся принимали участие в праздновании «Пушкинского дня в России» совместно с Московским музыкальным театром «Геликон-Опера» на Пушкинской площади в рамках творческого проекта «Пушкин глазами поколений», а в рамках международной программы «Здравствуй, племя младое, незнакомое» выступали на сцене Большой поляны в Михайловском и на юбилее С.Есенина в Константинове.

С каждым годом все больше наших ребят выбирают свою будущую профессию в области искусства. Но, несмотря на это, спектр вузов, в которых учатся наши выпускники,  многогранен: это и МИРЭА, и МВТУ им. Баумана, и МГУ, и МПГУ, и МГИМО, и МПГУ, и РУДН, и РГГУ, а также  медицинские колледжи и вузы. Хотя, я думаю, что настоящий успех школы в том, чтобы все ученики стали достойными людьми. Воспитание ЧЕЛОВЕКА в человеке – наша основная задача.

Большую роль в развитии коллектива играют ежегодные летние (а иногда и зимние) выездные профильные лагеря учащихся и педагогов. В них ребята не только отдыхают, но и репетируют, готовят концертные программы, ставят спектакли, и, пожалуй, самое главное - учатся дружить, понимать друг друга, общаться в разновозрастных группах в неформальной обстановке. В этом году 87 учащихся, в рамках программы Правительства Москвы, как лауреаты различных конкурсов, впервые были награждены льготными путевками в лагеря на море: в Болгарию и под Одессу.

Создание школьной среды во многом зависит от того, какие школьные традиции в школе уже существуют и приняты всем коллективом. В 1998 году в рамках проводимого эксперимента «Духовно-нравственное развитие учащихся» мы решили воплотить в жизнь творческий проект «Рождественские чтения» как праздник науки и искусства. В основе этой традиции была заложена идея изучения учащимися православной культуры. С годами мы вышли за пределы этой темы. Рождественские чтения постоянно подвергались трансформации и на сегодняшний день приобрели новые формы проведения, включающие результаты работ детей и взрослых в изучении наук, истории, культуры, современных технологий.

Тема года объявляется на закрытии предыдущих чтений, поэтому ребята в течение всего года вместе с учителями изучают и исследуют материалы по интересующим их проблемам, готовят проекты, презентации, фильмы, литературно-музыкальные композиции, спектакли. Вот темы последних лет – «Между прошлым и будущим», «Человек и его время», «Символы России»,  «Как прекрасен этот мир». В этом году мы провели 16-ые Рождественские чтения на тему «Со школьного порога», посвятив их 50-летнему юбилею нашей школы. В дни Рождественских чтений в школе царит особая атмосфера - это атмосфера творчества, дружбы, взаимопонимания, рождения новых планов. Лучшие проекты мы затем представляем на городской конкурс исследовательских работ и компьютерных проектов, где они, как правило, получают высокую оценку.

Четыре года назад у нас появилась новая традиция – ежегодный бал. Он стал составной частью программы по возрождению культурных и аристократических традиций среди подрастающего поколения. Бал – это произведение поведенческого искусства, искусства общения. Это особенно важно для воспитания детей и юношества, для совершенствования уклада. В нашем Центре образования бал – это не только танцы, это своеобразный спектакль со своим сюжетом, сценарием, героями. Итогом бала является не только эмоциональный подъем и праздничное настроение, фильмы, компьютерные проекты и презентации, статьи и фотографии, но и новые творческие достижения детей и взрослых на пути к профессиональному мастерству. В этом году наш бал был посвящен 130-летию со дня рождения И.Кальмана. Мы смогли насладиться как пением и задорными танцами, так и лирическими и комическими сценами из оперетт композитора.

Любой творческий процесс в науке и в искусстве – это вершина, к которой ведет трудный и долгий путь овладения ремеслом, путь проб и ошибок, побед и неудач. Очень важно в педагогике, чтобы рядом с ребенком был УЧИТЕЛЬ-МАСТЕР-ХУДОЖНИК. Развитие школы невозможно без высокопрофессиональных творческих мастеров своего дела, любящих детей. Меняется мир, изменяются дети, и учитель не может стоять на месте, он должен постоянно совершенствоваться и быть «в форме».

В настоящее время в нашем Центре образования работают: 41 учитель, 19 педагогов дополнительного образования, хореограф, режиссер-постановщик, 4 концертмейстера, педагоги-организаторы, психологи, логопед. Перед администрацией стоит задача создания коллектива единомышленников, разделяющих общие подходы в работе с ребенком, стремящихся как можно полнее общими усилиями реализовать возможности детей и получить более высокие образовательные результаты. Необходима постоянная работа по развитию сотрудничества педагогов-музыкантов и учителей-предметников как равноправных и равнозначных представителей одного творческого коллектива в бесконфликтной атмосфере взаимопонимания.

Наряду с курсами повышения квалификации большую роль играют профессиональные конкурсы. Среди наших учителей – три лауреата городского этапа и два лауреата окружного этапа конкурса «Учитель года Москвы», два лауреата городского конкурса «Строим школу будущего». Педагоги дополнительного образования (пианисты, вокалисты, хореографы) - лауреаты и дипломанты окружных, городских конкурсов «Внешкольник года», «Мастер-виртуоз», «Учитель-ученик», «Талант как принцип» и международных конкурсов («Euterpe», «Pietro Argento», Италия).

Среди учителей школы - два  Заслуженных учителя РФ, три «Отличника народного просвещения», шесть «Почетных работников общего образования РФ», три победителя ПНПО «Образование», пять лауреатов конкурса «Грант Москвы», шесть кандидатов наук, четверо учатся в аспирантуре.

В течение многих лет наш коллектив активно участвует в работе городских экспериментальных проектов, три года мы работали в статусе городского ресурсного центра по теме «Развитие детско-взрослой образовательной общности на основе интеграции общего и музыкально-эстетического образования». Цель создания ресурсного центра - передача накопленного опыта образовательным учреждениям.Ежегодно мы проводим семинары, мастер-классы, консультации для учителей округа, Москвы и России.

В этом учебном году мы начали работу в двух городских инновационных площадках в качестве базового учреждения: «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования» и «Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательных учреждений в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Московского стандарта качества образования».

Наличие усложненной структуры всех связей (сообщества детей и взрослых, системы их совместной деятельности и общения, среды жизнедеятельности коллектива) повышает требования к такой организации как к команде единомышленников в интеграции эффективной деятельности всех ее членов. Поэтому в таком большом творческом коллективе одним из путей нахождения равновесия стало совместное планирование.

Уже много лет в августе мы проводим трехдневный семинар в различных пансионатах Московской области. В семинаре принимают участие 30 сотрудников. Среди участников - члены администрации, председатели методических объединений, учителя, педагоги дополнительного образования. Каждый год программа семинара составляется с учетом годового плана работы. Так в 2010 году на семинаре разрабатывались основные положения Четвертой Программы развития «Системное развитие Центра образования», в 2011 году новые принципы составления годового плана. Помимо этого разрабатываются и обсуждаются сценарии основных общешкольных творческих проектов – Балов, Рождественских чтений, Дня знаний, юбилейных мероприятий и т.п.

Уже давно никого не удивляет, что вместе с детьми в спектаклях участвуют педагоги по вокалу и актерскому мастерству, танцуют на балах учителя физкультуры, английского языка, русского языка и литературы, концертмейстеры, члены администрации. А в традиционном КВНе помимо учащихся и учителей с огромным оптимизмом и юмором играет команда родителей.

Многие родители наших учащихся никогда не занимались ни одним из видов искусств. Приобщение к искусству началось, когда их дети пришли в наш Центр образования. Они стали посещать концерты, спектакли, праздники. И, наверное, в такие мгновения появилось желание самим окунуться в творчество.

В нашем Центре семь детских хоровых коллективов, а в прошлом году учителя и родители осуществили еще одну мечту - организовали свой хоровой коллектив «Созвучие». Мамы, папы, бабушки, учителя, администрация поют трех-четырехголосные произведения, и усталость рабочего дня уходит с каждым произведением. Некоторые родители увлеклись восточной живописью и созданием с детьми творческих проектов: «Древо моей семьи», «Эхо войны в моей семье», «Моя малая Родина».

1 сентября нашей школе исполняется 50 лет и нам хочется сохранить и приумножить все хорошее, что создано за эти годы профессионализмом, любовью, мудростью нескольких поколений учителей, детей, родителей и наших замечательных партнеров.

Впереди новые планы, новые проекты, новые открытия.

 

Зотова Е.Б.,
директор ГБОУ Центра образования №324
«Жар-птица», г. Москва
к.п.н