Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Оксана Дмитриевна Штильмарк

Руководитель школьного театральной мастерской "Майя" 

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой или театром? 

Как ни странно, начну не с театра. Десятки тысяч мальчишек с удовольствием занимаются в футбольных секциях. Но далеко не каждый их них сможет стать профессиональным футболистом. Какой же вывод сделаем? Закроем футбольные школы? Разумеется, нет. Ведь мальчишки в первую очередь учатся коллективизму, мужеству, стойкости, взаимовыручке, развиваются физически, учатся общаться между собой и в итоге вырастают настоящими мужчинами. Процент курящих и пьющих юных спортсменов приближается к нулю, ребята не засиживаются за отупляющими компьютерными играми, они рано становятся самостоятельнымии.

Так и у нас в театральной мастерской. Далеко не каждый мой воспитанник становился артистом, да это и не обязательно. Главная моя задача состоит в том, что бы дети выросли порядочными и интересными людьми. А одна из духовных болезней современностью - некий отупляющий примитивизм... Ведь сейчас доходит до того, что подростки не могут даже поздравить друг друга с праздником и списывают "удачные" поздравления для СМС с интернета.

Вижу одну из главных задач и в том, чтобы дети научились чувствовать себя друг с другом свободно, чтобы они могли общаться без пошлостей, оскорблений и молодёжных "подколок", чтобы они стали читать книги, придумывать и строить декорации, шить костюмы... Я хочу, чтобы они участвовали в творческом процессе, чтобы не просто заучивали роли, но участвовали в работе над спектаклем, предлагая те или иные идеи.

Очень важно, чтобы дети выстрадали свои взгляды, чтобы они научились их формулировать и отстаивать, чтобы они вкладывали душу, играя того или иного героя. Театральные студии подобные моей, современным детям просто необходимы, особенно учитывая то, что в наше время особенно остро встал вопрос "одиночестве в толпе".

Мы часто ставим спектакли про войну, про подвиги наших предков... Один из спектаклей так и называется "Парад Побед". Патриотизм, хорошенько подзабытый в 90-е годы, по моему твёрдому убеждению, должен стать духовным фундаментом нашей молодёжи.

Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой  против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?

В 1995 году я столкнулась с подобной проблемой - стала классным руководителем в коллективе, где были собранны «трудные дети». Они не могли найти общего языка с педагогами и товарищами по классу, некоторые из них не могли выучить даже простого четверостишия и им пророчили коррекционную школу; были и такие, кто далеко не всегда ночевал дома из-за пьяных родителей...

Мы вместе с ними взялись за театральное дело, и уже к концу года родители не могли узнать своих детей. Они свободно выступали перед классом, хотя раньше молчали и переминались с ноги на ногу, они преображались не только на сцене, но и в жизни. В итоге успешно закончили школу те, кого многие прочили в пьяницы и неудачники, и вскоре они стали инженерами, художниками, мастерами на заводе, а кто-то - профессиональными актёрами.

Выскажу простую мысль: надо заинтересовать ребёнка, причём не обязательно театром. Пусть он увлекается шахматами или моделированием кораблей, но непременно рядом с ребёнком должен находиться добрый, но строгий педагог, старший товарищ, в идеале - друг.

Я считаю, что мне очень повезло с моим трудным классом:  мы встречаемся с ними до сих пор, они приезжают в Москву "хвастаться" своими детьми, достижениями в жизни, все они - без единого исключения - нашли себя в жизни и всегда при встрече благодарят за приобщение их к театру, а соответственно - к книгам, живописи, природе, раздумиям и доброте...

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям? 

Как ни странно, я посоветовала бы родителям не спешить запихнуть малыша в секции и кружки, не решать за детей - куда отдать своё чадо. Дайте ему самому сознательно выбрать свой путь, не воплощайте в детях свою несбывшуюся мечту. Дети, и без того замученные уроками, не полюбят играть на скрипке, декламировать стихи или защищать футбольные ворота, если их тянут в секции на аркане. Такие несчастные ребятишки будут смотреть на вас потухшими глазами-пуговками, скучать и нехотя подчиняться воле родителей. Не тащите его с английского на футбол, с футбола на теннис, с тенниса на дополнительные занятия в престижной спецшколе. Дайте детям жить. Разрешите ребёнку просто пройтись с вами за руку - не до кружка и обратно, а просто любуясь красивыми зданиями и парками, расскажите ему что-то живое и интересное, и увидите, что он сам скоро попросит вас разрешить ему с радостью гонять мяч за "Спартак" против ЦСКА или играть в театральной студии самого Спартака в его войне против Марка Красса...

Вот такой совет... Ну и ещё один. Главное не КЕМ вырастет ваш ребёнок, а КАКИМ.  Пусть вырастают у нас дети добрые, порядочные, любящие Родину...