Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Вячеслав Стародубцев

Вячеслав СтародубцевСолист театра "Геликон-опера", режиссер, педагог Российской академии театрального искусства.

Официальный сайт Вячеслава Стародубцева

Что с Вашей точки зрения музыкальное искусство дает человеку?

Искусство, несмотря на всю свою эфемерность, неструктурированность с первого взгляда, дисциплинирует человека. И музыка делает это лучше всего, она воспитывает порядок и усидчивость, а в результате целеустремленность. Регулярные занятия с юных лет вырабатывают потребность работы над собой, потребность в совершенствовании. Вообще каждый человек должен самосовершенствоваться. А культура, творчество, искусство, самому человеку помогают найти внутри себя какие-то сферы, которые он открывает в своем мире самостоятельно, и благодаря этому идёт вперёд. Вперед к интеллектуальному развитию, к развитию более высокому в человеческом плане.

Без искусства, без творчества, без этих наших пресловутых кружков, в которые мы раньше были счастливы прибегать, не будет вообще нормального развития любой личности, технического или творческого склада. Занятия творчеством категорически полезны и тем, кто не свяжет свою жизнь с культурой и искусством.

Мы знаем, что все образованные люди всегда занимались чем-то музыкальным, творческим, театральным. Без этого развития немыслимо совершенствование человека, его самосознание, его культура, его интеллектуальный уровень.

Поэтому, конечно это надо начинать с юных лет. Надо насаждать. Это все равно впитывается, это рано или поздно даёт свои плоды. Без этого насаждения - очень слово подходящее, «насаждение», как «лесопосадка» - нет вообще развития культуры в обществе, в стране, в социуме. Надо заниматься творчеством, чтобы развивать свой вкус.

А если ребенок, который не собирается стать музыкантом, певцом, просто он будет кем угодно. Для чего ему музыка?

Он прикоснется к тому, что мы называем «бессознательное». К чему-то другому, потустороннему, необъяснимому. К тому, что и составляет природу искусства, музыки, театра, живописи. А без открытия этих форточек туда, мне кажется, жизнь абсолютно бессмысленна. И профессионалом в любой области можно стать, только имея объем, объем знаний, объем мыслей, объем стремления.

А этот объем без искусства, без культуры, без творчества, он не такой богатый, если заниматься одними техническими вещами, техническим образованием. Мы же знаем, что все наши великие ученые, великие музыканты тесно сотрудничают, тесно дружат, у них общая компания. Например, Центральный Дом Литератора – это такой клуб, в который входит вся творческая интеллигенция. Но туда также входят и космонавты, и научные умы Москвы, России. Без этого слияния не происходит чего-то главного, того, ради чего вообще создана эта жизнь, и на что она нацелена.

Что ребенку, который занимается в музыкальном театре или участвует в постановках как актер, что ему это дает? Музыка, пение, участие в театральном действии?

Во-первых, музыка и театр, даже если ты не понимаешь, чем ты занимаешься, что это такое, все равно это терапия, которая отвлекает от каких-то проблем детских, психологических, бытовых, социальных. Это отвлечение. Форточка, которая проветривает все твое существо. Я прекрасно провел детство, я занимался в Доме пионеров. Я не задумывался, ради чего я занимаюсь и почему. Я просто имел счастливейшее детство оттого, что у меня все это было. Оттого что у меня была эта форточка, эта дверь, в которую я выходил, в которой я жил. Это должно быть. Это фундамент, это основа культурного и духовного воспитания человека, его интеллектуального развития.

Спасибо. И вопрос, который я всегда традиционно задаю последним: американский социолог Ричард Флорида в одной своей книге сказал, что инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки. Как Вы это прокомментируете?

Это феноменально верно. Мне кажется уже Леонардо да Винчи доказал верность этого суждения. Только взаимное проникновение этих полюсов способно рождать позитивную энергию созидания.

В наши дни существует такое понятие как «сайнс-арт», в нем искусство встречается с наукой, объединяя архитекторов, художников, психофизиологов, программистов, дизайнеров. Уже есть инженерные и световые театры, художественные выставки с интерактивными объектами.

Например, многие мои друзья, которые занимаются бизнесом, часто звонят и говорят: «Слав, есть такая и такая проблема, у меня такие и такие поставки, как ты смотришь, что можно было бы придумать такого, чтобы это отличало мой бизнес от моего коллеги?». А я всем советую: «Ты знаешь, встань на голову, и посмотри на свой офис, на то, что ты производишь. Переверни и посмотри по-другому». Знаете, очень помогает.

Это упражнение я придумал еще в детстве. Я любил вставать на голову и смотреть на все вверх тормашками. Оно очень действенное.

Без творческого подхода, даже в самой точной технической области, достижения невозможны. Без творчества это однобоко, в этом не будет объема. Все делается через творчество, абсолютно все.

Что вы посоветовали бы родителям в отношении их детей?

Конечно же культурное, а соответственно и духовное, а также интеллектуальное развитие маленького человека зависит от его родителей, все начинается с семьи. Нужно очень большое мужество, для того, чтобы в наши дни воспитывать и лично заниматься культурным и духовным развитием ребенка, водить его в музеи, театры, на концерты, для того чтобы показывать другую сторону жизни. Это в наше время требует огромного мужества. Я безумно счастлив, что мои родители такое мужество имели.

Хочу пожелать всем родителям этого мужества. Показать маленькому человеку, что есть ещё и другой мир, прекрасный, который всегда будет его подпитывать, чем бы он не занимался. Это очень важно для его жизни.