Директор школы №48. Заслуженный учитель Российской федерации.
С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром? В образовательном пространстве нашего учреждения творческое начало в воспитательном процессе занимает огромную часть всего обучающего процесса. У нас очень большая часть дополнительного образования, где присутствует все возможные секции, кружки, школьный театр, пионерская организация, духовой оркестр, спортивные и бальные танцы, и просто танцы, восточные единоборства, баскетбольный клуб и много другое. В тех традициях, которые сложились за многие годы, развитие творческого начала детей занимает большое место. У нас есть неделя немецкой сказки, неделя сказок народов России. Сегодня мы увидели спектакль силами учеников начальной школы в рамках фестиваля. Я считаю, что увидеть в каждом ребёнке талант и помочь ему проявить себя в этом направлении, то это может помочь ему раскрыться, и может быть это будет связано с определением его жизненного пути. Пусть они станут не артистами, не художниками, но это будут всесторонне развитие личности, которая сможет себя проявить в каком-то другом направлении. Это вырастут граждане, которые будут любить театр и литературу, будут хотеть читать, ведь мы сейчас говорим о том, что дети перестают читать. Я считаю, что пусть они не будут артистами, знаменитыми в области искусства, но они будут всесторонне развитыми людьми.
Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения? Я согласна, что художественное творчество является артпрофилактикой. Более того, художественное творчество является как бы таким барьером между нормальной жизнью и переходом в эту негативную среду. Например, в нашем школьном духовом оркестре 42 инструмента, и большая часть детей из социально незащищённых семей. И их родители уверены, что дети занимаются, что они под присмотром, практически до 18 часов, они занимаются. В пионерской организации то же самое - большая часть социально незащищённых детей, и в школьном театре. Когда дети заняты, у них появляется смысл жизни, они увлечены искусством, любым направлением, которое существует в школе, у них появляется переоценка ценностей. Это и есть профилактика. В то же время, участвуя в творческих коллективах, дети начинают учиться лучше. Я думаю, что это основано на том, что когда мы на линейках, в своей школьной газете «Переменка», их отмечаем, вручаем грамоты им и родителям, говорим слова благодарности педагогам, то это служит мотивацией к тому, чтобы не подвести людей, которые их окружают, которые дали им это вхождение в искусство.
И, конечно, в окружающем социуме в нашем микрорайоне говорятся слова благодарности в адрес школы, потому что мы сделали образовательное пространство нашего микрорайона свободным от негативных воздействий для детей. У нас никогда не было негатива в этом отношении. Мы такой маленький островок счастья. Когда к нам переходят из других школ, переезжают, приходят родители с детьми и отмечают комфортную ауру, говорят, что хочется здесь быть. У нас родители участвуют во всех мероприятиях, они в спектаклях, капустниках, в пионерской организации, туристических слётах, везде.
Конечно, я думаю, что когда дети входят в искусство, то они никогда не обратят свой взор к негативным проявлениям в нашем обществе.
Что Вы хотели бы порекомендовать родителям? Я бы порекомендовала родителям быть в творческом союзе со школами, с образовательным процессом. Только творческий союз учителей, родителей и детей всегда даст положительный результат. Не только в области искусства. Этот союз и приведёт к решению не только в области образования, но и в решении социальных проблем. Когда приходят к нам родители со своими нерешёнными проблемами, я всегда им советую определить ребёнка в духовой оркестр, в театральную группу. К нам приходят дети, не обученные музыкальной грамотности, мы это не требуем. Наш педагог Александр Васильевич Кузаков их берёт, обучает, и на выходе они играют даже не на одном инструменте. Участники оркестра с 7 и до 17 лет. И как результат, наш оркестр лауреат Гранта мэра, мы были в Поезде славы в Севастополе, мы выезжали с фестивалем в Грецию, встречали мэра Собянина, предыдущих мэров, с Комитетом ветеранов Великой Отечественной войны постоянно сотрудничаем. Мы открывали Всероссийскую конференцию участников войны. То есть мы гастролируем не только по Москве, но и по регионам.
Хочется в заключение сказать, что в нашей сложной жизни занятость детей, привлечённость к разным увлечениям – очень важна. Самое главное, чтобы ребёнку хотелось ходить в школу. Если его привлекают туда и в нём сумели найти то самое его зерно, которое откроет ему путь и поведёт его в жизни, но будет и результат.