Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Елена Александровна Травина

Руководитель Коралловского театра детского балета  Лицея-интерната «Подмосковный» для детей-сирот, детей-жертв террористических актов.

Расскажите о Вашем театре.  Нашему театру 5 лет. В начале нашего творческого пути мы пытались ставить хореографические театрализованные номера, но позже возникло желание, да и выросла техническая база исполнения, ставить небольшие, но идейные балетные постановки.

Базой для эксперимента стал Лицей-интернат "Подмосковный" для детей-сирот, детей-жертв террористических актов.Этот интернат уникален во всех смыслах, но особенно - воспитательной средой. Здесь коллектив, со всем его позитивным созидательным потенциалом ставится часто выше, чем отдельная личность, при условии, когда личность и коллектив -  это диалектически единое целое. Важно то, что понятие коллективного "я" диктует многообразие форм деятельности в нашем интернате. Именно таким образом, как бы "само собой" получилось, что из всех танцевальных жанров именно балет, с его классической формой урока более всего несет в себе воспитательный потенциал, и отвечает требованиям нашей специфики. Таким образом возникла балетная труппа, достаточно большой коллектив, которому безусловно были интересны проекты не индивидуально короткого содержания, но постановочные, театральные  спектакли.

Первой постановкой стала одноактная "Сказка о красоте", собравшая в единый сюжет 5 танцевальных жанровых номеров, которые драматургически выстроились в идею борьбы добра со злом. Спектакль длился всего 20 минут, на музыку Орфа, Свиридова, ПРокофьева, Грига... Театрализация, свет, сцена – и возник такой миниспектакль,где дети впервые встали на пуанты,что тоже дало толчок к развитию, к следующим спктаклям именно в жанре классической хореографии.

Почему это театр и танец? Мы исходили из понятия "пользы" для детей. Определяясь с танцевальным жанром анализировались такие аспекты, как: если бальные танцы, то мы видим индивидуальный подход, работу в паре, да к тому же эротизм в основе танца, если народные, то нужен специалист широкого спектра, знающий танцы разных народов, поскольку у нас в лицее-интернате могли бы встать межэтнические проблемы. Так, после трагедии в Беслане очень много детей из беслановской школы, которые были в заложниках, так или иначе отучились в нашем лицее, год два или пять. Почему не хип-хоп, не современные жанры – я считаю, что символизм классической хореографии, возвышенность, уход от земного – это пуанты, это пачки, это ангельский лик, ангельский  посыл, это то, что нужно детям и никогда не испортит.Это о жанровой основе,отвечая на вопрос почему танец, балет.

Теперь почему театр. Детей было и есть очень много, и коллектив большой. В ситуации показательного выступления, когда номерная структура концерта, нет той ответственности за всех, есть ответственность за себя любимого и свой номер. А здесь происходит нечто удивительное – 60 человек, которые участвуют в постановке, друг за друга страшно переживают, сопереживают, проживают  драматургическую нить. Им страшно интересно, какой спектакль мы будем делать дальше, большое удовольствие для всех – репетиционный процесс, неважно, ты участвуешь в этом фрагменте или нет, главное – ты вместе, в одной группе. Это делает детей качеством выше. Молжно много сказать философских красивых слов, но это надо приехать и посмотреть на этих детей, с какой  гордостью, достоинством и радостью они это делают.  Мало того, все дети нашего лицея, их 180 человек, так или иначе соприкасаются с балетом. С одной стороны, во многом благодаря работе нашего коллектива, администрация интерната ввела обязательный предмет- танцкласс в общеобразовательный процесс, для учащихся с 5 по 7 класс. Учить детей танцам в основной сетке часов гораздо удобнее! Вот дети к нам в 5 класс приходят, и у них обязательно трёхгодичная программа общего хореографического образования есть. Соответственно они проходят через наши постановки, пусть фрагментарно, где-то для массовок, но так или иначе они в это погружены.Хотя роль умного зрителя - тоже роль, потому что очень важно формировать просвещённого дилетанта.

Вспоминается один случай, когда два года назад лицейский десятый класс поехал в Питер и попал на фестивальный показ «Жизели». Наши дети вошли в "историю" Мариинского тетра, когда аплодировали и не отпускали артистов. Персоналу пришлось выключить свет, чтобы наконец выпроводить зрителей после спектакля... А эти дети мало ко мне ходили. Это и называется воспитать зрителя. Они понимают цену балету, имеют представление о том, что происходит на сцене.

Наш театр детского балета - это состоявшийся проект. Мы делаем уже 10-й спектакль «Шопениану»,  дошли до рафинированной красоты. Хотя мы сразу на нее посягнули. Уже вторым своим спектаклем мы ставили «Озеро лебедей». Дети могли не справеляться с трудными па, но им доступен символизм, им доступен образ, и это коллективное творчество прекрасного, которое  в музыке Чайковского и в движениях Петипа, адаптированное для возможностей детей, и общий фон, породило красоту в детском исполнении. Теперь можно с уверенностью сказать, - им это доступно,  и это счастье великое.

Как это влияет на окружение? После того, как возник театр, было проделано много работы, мы стали показывать спектакли. Вокруг нашего интерната одни деревни, люди никуда не выбираются, это глубокое Замкадье, но там отстроены прекрасные дворцы культуры, а содержания порой нет. Возникла идея возить туда свои спектакли. Поначалу дети смеялись – ой, какая юбка смешная, ой, что это они делают. Но со временем (на 5 году показов) у нас тишина, наши зрители слушают и смотрят балет... Первые разы мы сами покупали цветы и раздавали, чтобы зрители подарили понравившимся детям. Так мы решали несколько задач: артисты получали признание, дети учились быть в театре. Но теперь нам приносят цветы, мы преодолели весь этот смех, это неуважение. Теперь нам говорят – представьте, 40 минут дети сидят и слушают классическую музыку, следят за сюжетом, исполненном в жанре классической хореографии, открыв рот. Это само по себе завоевание.

По первому образованию я - музыкант и, видимо,  так люблю музыку, что пошла на невероятные усилия, чтобы царила музыка. Я её конечно режу, переставляю, адаптирую для детей. На самом деле музыка проста и понятна. Мы экспериментируем, изменяем сюжетные нити – ведь это дети, мы делаем укороченные спектакли, чтобы это было целостно и закончено. И на нашем уровне художественного вкуса, соизмеряя их технические возможности, создаём художественный образ.

У нас администрация позволяет творить, быть собой, поскольку дети 24 часа в руках профессионалов. У них нет пустого времени, когда они болтаются. Поэтому в лицее-интернате легко делать настоящее дело.

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?    Хочу сказать, что нужен просвещённый дилетантизм. Театр, как неотъемлемая часть общества интеллигентного, развитого, делает человека человеком. И человеческие компетенции, и мышление, вкус, чувство меры, ответственности за общее дело, - это то, что человека от животного отличает. Есть образцовые вещи, которые надо знать. Это момент просвещения человека и формирования человеческого в человеке, его духа, интеллекта.

Какой совет Вы хотели бы дать тем, кто будет читать это интервью?  Я бы пожелала людям, не равнодушным к детским домам, кто не может участвовать, но хочет помочь – купите раз в год, два раза в год билеты в театр этим детям. Потому что искусство, а  тем более такое, где есть драма, где есть содержательная нить, погружающая ребёнка в искусство, оно само лечит, учит, воспитывает. Если ты сам не можешь этого сделать, государство не даёт такой возможности, пожалуйста, купите билеты в театр этим детям.

Профессию в нашей стране по остаточному принципу получить можно, есть училища, а вот просветить ребёнка – этого нет.