Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Из выступления Е. Н. Подосёновой в Зале коллегии Департамента образования

Оперу могут петь все дети независимо от их музыкальных способностей – таково моё педагогическое кредо. Музыкальный слух и голосовой аппарат развиваются, изначально не поющие дети начинают петь чисто и красиво. Поэтому, работая в системе дополнительного образования, я не создаю элитарную труппу, не отбираю лучших, музыкально-подготовленных детей, а принимаю всех желающих, ибо главная цель моего музыкально-театрального объединения – помочь детям разных возрастов раскрыть и развить их многосторонние творческие способности: научить их чисто интонировать, артикуляционно-чётко и выразительно декламировать, пластично и характерно актёрски проявляться. Дети избавляются от синдрома боязни сцены, с ранних лет вырабатывая в себе навыки лидера, начинают лучше учиться, избавляются от интеллектуальной и эмоциональной зажатости, учатся жить в коллективе, подготавливая себя к большой взрослой жизни после школы. В этом инновационность моей программы.

Какие задачи я решаю своим проектом «Русская опера – детям»?

1) Просветительская. Я хочу, чтобы как можно больше детей Москвы (и участников спектакля, и зрителей) приобщились к богатейшему миру русской музыкальной культуры 19-го века с её опорой на высокие патриотические, этические и эстетические идеалы, классицисткие принципы гармонии и соразмерности, мелодическую щедрость народного мелоса.

2) Профессионально-техническая. Сформировать начальные навыки вокального интонирования, сценической речи, актёрского поведения.

3) Воспитательная. Через оперную классику 19-го века воздействовать на тонкие души детей, защищая их от потоков криминального, низкосортного, безвкусного, хлынувшего с экранов телевизоров и средств массовой информации.

4) Познавательная-образовательная. Расширить знания детей в области истории, литературы, искусства, быта, нравов.

Опера – сложный синтетический жанр. Для того, чтобы дети могли исполнять оперные произведения, я их творчески преобразую, адаптирую: беру наиболее яркие и выразительные вокальные и оркестровые фрагменты оперы и соединяю их с наиболее значимыми в художественном, философском, этическом смыслах разделами литературного первоисточника. В результате появляется новая оригинальная музыкально-драматическая композиция, моя авторская версия спектакля. Это отличает мою программу от драматических театральных объединений в школах, основывающихся на готовых сценариях.

В своей практике я использую эффективные формы быстрого обучения:

1) Непредсказуемый блиц-опрос;

2) Конкурс-игра (участник – жюри);

3) Конкурсный отбор и т.д.

Будучи музыкантом по образованию, я транспонирую арии и хоры в удобные для детей тональности, делаю аранжировки, купюры, упрощаю музыкальную фактуру, т.е. преобразую музыкальных источник. Наши спектакли проходят с живым звуком, без фонограммы, я как пианистка играю на фортепиано клавир оперы. Это создаёт особую доверительную камерную обстановку в нашем театре. В этом новизна моей программы.

Осуществляя свой проект «Русская опера – детям», я планирую сделать антологию русской оперы 19-20го веков, адаптированную к постановке в общеобразовательной школе силами детей. Нами уже поставлено 11 музыкальных спектаклей, среди них 4 оперы: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «А зори здесь тихие...» К. Молчанова, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.

Приобщая детей к шедеврам русской оперной классики, осуществляя активную благотворительную деятельность в детских учреждениях, наш музыкальный театр «Лель» вносит свой индивидуальный творческий вклад в духовное воспитание подрастающего поколения города. Дети, исполняющие оперу золотого 19-го века, становятся совсем другими. С высоты этики взаимоотношений персонажей того времени, они в нашей современной «вседозволенной» жизни ведут себя благородно, чисто и красиво. Тысячу раз прав великий Гоголь, говоря о том, что «Театр – это не безделица и вовсе не пустая вещь. Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра».

Это мы и пытаемся делать в нашем театре.