Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Елена Николаевна Подосёнова

Руководитель музыкального театра «Лель», автор сценариев, постановщик спектаклей, педагог-репетитор, член Союза композиторов

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?   

 Безусловно. Музыка и театр – это то, что нас окружает в повседневной жизни. Музыка (разная: эстрадная, классическая, народная, бардовская, дворово-гитарная и т.д.) звучит по радио, с экранов ТВ, из окон машин на улицах, в электричках. Это такой же язык, как лингвистический, его надо знать, научиться понимать так же, как мы учимся читать и писать на родном или иностранном языках. Если нет возможность получить начальное музыкальное и театральное образование в специальных школах, то вполне возможно постичь язык музыки и театра в кружках, в частности, в музыкально-театральных объединениях. Музыка (хорошая) делает душу ребенка тоньше, мягче, чувствительнее. А пение испокон веков снимало напряжение, усталость, восстанавливало душевное, психическое равновесие. В старину женщины, возвращаясь с тяжелых полевых работ, собирались в избе и спевали народные песни. В гостях за праздничным столом обязательно найдется кто-то, кто затянет первый куплет песни, и все радостно его подхватят. Вспомним и крылатое выражение "нам песня строить и жить помогает.

         Музыка объединяет детей. В музыкальном театре дети поют коллективно (в хоре) и сольно, то есть она способствует развитию у школьников коммуникативных качеств, навыков общения в группе. Дети, которые умеют петь или играть на разных музыкальных инструментах, чувствуют себя в компании увереннее, их любят, они в центре внимания, к ним тянутся. В музыкальном театре учат петь – чисто, красиво, выразительно, развивают слух и голос. Это в жизни всегда пригодится.

         Театр – это то, что сопровождает нашу жизнь ежедневно, ежечасно. Памятуя изречение У. Шекспира "жизнь – это театр, а люди в ней – актеры", можно считать, что мы живем в мире театра постоянно. Нам всё время приходится играть какую-то роль. И чем ярче и выразительнее мы ее исполняем, тем большего добиваемся. Искусство лицедейства учит сценически выразительно говорить, развивает мимику, жестикуляцию, движения. Эти составляющие нужны лидеру, оратору, трибуну, который может повести за собой людей.

Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От Арттерапии к Артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой  против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?  

Совершенно согласна с позицией доктора психологических наук А.А. Мелик-Пашаевым. Занятия детей художественным творчеством, искусством – изобразительным, музыкальным, театральным уводят детей из жестокой, материальной (мерилом счастья являются деньги, их количество), бездуховно-развлекательной жизни (3/4 программ на телевидении), в мир красоты, романтики, идеализма, возвышенных благородных отношений, где важно, что говорит сердце и как реагирует на окружающий мир душа. Недавно я обиделась на человека, занимающего начальственную должность, из-за того, как он со мной властно и цинично разговаривал. Увидев мою болезненную реакцию, он сказал: "Ну, Вы романтик!", - имея ввиду жестокие и бездушные законы мира, в котором процветает ложь, оскорбления, унижения, желание растоптать и высмеять. На это я ответила: "Конечно, романтик, я же живу в искусстве, которое всегда воспаряет над реалистичным базисом и в своих лучших проявлениях исповедует идеалы бескорыстия, любви, дружбы, взаимопомощи, нравственной чистоты, тонких чувств.

         Дети, занимающиеся музыкально-театральным искусством, во-первых, физически заняты, они не болтаются бесцельно по улицам. Кружки, студии заполняют свободное время школьников. Скучающие, "ненагруженные" дети сами начинают себя занимать. Придумывать что-либо из ряда вон выходящее (для остроты ощущений), авантюрное – бить фонари, вскрывать киоски, употреблять спиртное и наркотики для того, чтобы впасть в нирвану. Всё это от безделья, пустоты, отсутствия планов и интересных душе творческих занятий.

         По отношению к проблеме свободного времени люди делятся на две категории. Первые – это те, кто не знает, чем себя занять, они, вероятно, не были в детстве вовлечены в работу творческих кружков, не заразились красотами искусства; по воле родителей, озабоченных зарабатыванием денег, были предоставлены сами себе. Сначала они оставались наедине с компьютером, а потом превратились в компьютерных зомби, нередко поддерживая привычное зомбированное состояние алкоголем или наркотиками. Вторые, наоборот, страдают от катастрофической нехватки времени, им не хватает 24 часов в сутки, их жизнь расписана по минутам. Где уж тут место скуке, время для них летит стремительно.

         Музыкально-театральная деятельность разряжает детей, они либо поют и гармонизуются (через пение выходит напряжение), либо активно работают на сцене как актеры: голосом, телом, головой. Если классическая музыка увеличивает надои молока, то, несомненно, она очищает, уравновешивает и развивает душу школьников. Они не торопятся уходить с занятий, вместо положенного часа подолгу задерживаются, и это, заметьте, первоклассники, которые находятся в школе с 8.30 и еще не забыли, как в детском саду после обеда укладывались спать. На занятиях в музыкальном театре у них наоборот появляется прилив сил: мы ведь чередуем пение, танец и лицедейство. Классическое искусство исповедует свет, красоту, оптимистичное восприятие жизни, преисполнено здоровой энергии, деятельности, направленной на мирные идеи и радостное познание жизни.

         Чем больше детей будет заниматься в кружках школьного дополнительного образование, тем благополучнее, счастливее и добрее будет молодежь. Тем меньше будет социального зла, криминала, наркотической и алкогольной зависимости, тем здоровее будет нация. Соотношение художественного творчества детей и социальных правонарушений обратно пропорционально.

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?  

         Смело записывайте детей во всевозможные кружки, чтобы они могли попробовать разные виды деятельности и выбрать то, что их душе ближе, остановиться на том занятии, где они чувствуют себя комфортнее и успешнее. Если в школе есть музыкальный театр (а это по нынешним временам роскошь), не упускайте возможности приобщить школьников сразу к трем видам искусства – литературы, музыки и театра. Дети станут ярче, тоньше, глубже и смелее. Не бойтесь отдавать в музыкально-театральный кружок детей без музыкального слуха и голоса. И то, и другое развивается. Этим, собственно говоря, и занимаются педагоги кружков – обнаруживают и развивают разнообразные творческие способности детей. В кружках легче и ярче раскрываются таланты детей, чем на занятиях предметного цикла (математика, биология и т.д.). Занятия в творческом объединении музыкального театра дает детям радость искреннего художественного самовыражения и общения со сверстниками не на конкурентной (оценочной) основе, а на основе равноправия, взаимоуважения, сотворчества, свободного творческого полета.