Фестиваль школьных музыкальных театров "СИ"

Музыкальный театр "Лель"

Информация о педагогах.

О методике.

Из выступления Е.Н. Подосёновой в зале коллегии Департамента образования.

Видео театра

Отзыв на образовательную программу - Е.Е. Дурандина, профессор РАМ им Гнесиных 

Рецензия на образовательную программу - М.С. Агин, заведующий кафедрой сольного пения РАМ им. Гнесиных

Отзыв на оперу "Евгений Онегин"- М.А. Саленко, к.п.н.

Отзыв - В.И. Рубин, композитор

Отзыв - Новая опера

История создания.

 Рождение музыкального театра в общеобразовательной школе №717 («Робинзон»), и как продолжение его в школе №152 («Лель») произошло благодаря моему сыну, учившемуся тогда во втором классе. В детстве я часто покупала ему аудиокассеты с записями драматических и музыкальных спектаклей в исполнении замечательных артистов. Так, например, повесть-сказку А.Н. Толстого «Приключения Буратино» в исполнении Н. Литвинова с музыкой В. Ширинского мой ребенок, сидя в деревянной кроватке, мог слушать часами. Здесь были «Братец-кролик и Братец-лис», «Винни-Пух», сказки Пушкина и Андерсена, очень любимая «Золушка», «Приключения Тома Сойера», «Маленький принц» и многое другое.

Однажды я обратила внимание на то, что моё чадо не переставая слушает мюзикл Б.Савельева «Робинзон Круто» с очень мелодичной, романтически окрашенной, характерной музыкой. Вскоре он стал распевать из него арию Робинзона, дуэт Робинзона с Пятницей, песню пиратов. Осенью я предложила учительнице музыки выступить с ним в каком-нибудь концерте с песней из этого мюзикла. Узнав о том, что я профессиональный музыкант и что есть такой мюзикл, она предложила мне поставить с классом, где учился сын, небольшой спектакль. Премьера прошла удачно, и директор школы спросила меня, не могла бы я и дальше ставить с детьми такие спектакли. Так, в 2006 году возник кружок музыкального театра, который я назвала в честь первого спектакля «Робинзон».

Ноты этого ранее не исполнявшегося мюзикла любезно предоставил сын композитора. Узнав о том, что исполнять будут дети обычной общеобразовательной школы, он воскликнул: «Лучше пусть ребята поют, чем он будет лежать в столе, и его не услышат никогда». Так мы стали первыми исполнителями этого замечательного мюзикла. Декорации к спектаклю (большой корабль, который до сих пор сохранился) из картонных коробок делал профессиональный художник, автор персональных выставок Георгий Тевосян.

Потом последовал мюзикл «Незнайка и его друзья» с зажигательной музыкой Григория Гладкова, которую мне пришлось расшифровывать, записывать с кассеты самой, по слуху, так как композитор не смог предоставить ноты (компьютерная запись). Его оформлял тот же художник (воздушный шар со стропами, колонны, арка города цветов). Спектакль получился веселый, красочный, и с ним мы совершили свою первую благотворительную поездку в детский дом № 26 САО для детей с коррекцией. Об этой поездке на локальном телевидении сняли телерепортаж. 

Далее мы посягнули на святую-святых – музыкальный спектакль «Синяя птица» по пьесе М. Метерлинка с магической музыкой И. Саца. На этот спектакль мы пригласили в свою школу детей из разных детских домой и интернатов. Дирекция школы вместе с профсоюзным комитетом вручили детям сладкие подарки. Фрагмент из этого спектакля мы показали на детском театральном смотре в Конфедерации мира и согласия им. Саманты Смитт. После классической по совершенству, завораживающей музыке И. Саца, которая в большой степени способствовала неслыханной популярности Мхатовского спектакля меня вдруг осенило, а что, если пойти дальше по пути освоения классики и поставить с детьми оперу Н. А. Римского-Корсакова «Сказку о царе Салтане». Разумеется, не целиком оперу, а литературно-музыкальную композицию по сказке А.С. Пушкина и опере Н.А. Римского-Корсакова. Задумано – сделано. В нашем либретто дети пели самые яркие арии, песни, хоры, а между ними декламировали текст Пушкина. Оркестровую партию оперы в переложении для клавира я играла сама, без фонограммы, так удобнее репетировать, и, к тому же, возникает особое камерное сотворчество, основанное на соединении фортепианного исполнения и естественного, не поставленного на опору пения. Школьники поют не как профессиональные певцы, а скорее сольфеджируют, пропевают партии. Главная задача – стремиться петь интонационно чисто и выразительно. Так мы решали две просветительско-образовательные задачи: на практике постигали высокую литературу (Пушкин) и высокую музыку (Римский-Корсаков).

Необходимо было адаптировать и музыкальную часть спектакля: я транспонировала вокальные партии в удобные для детей тональности, упрощала фактуру, делала купюры. Таким образом, получалась новая музыкально-литературная версия оперы Н.А.Римского-Корсакова, адаптированная для исполнения учащимися общеобразовательной школы, подавляющее большинство которых дети без музыкального образования, не знающие нотной грамоты. От работы над спектаклем дети получили много удовольствия, и я радостно осознала, что опыт удался и что перед нами открывается прекрасная перспектива – освоение оперных шедевром русских композиторов 19-го в. (Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского), составляющих золотой фонд мирового музыкального искусства. В сложном современном, порою страшном криминальностью и падением нравов, мире, в области массовой псевдокультуры, удручающей засильем безвкусного, пошлого, легковесного, Божьим промыслом нам открылся родник чистой воды, который спасает детей от падения в пропасть, духовной и нравственной деградации. В душе загорелся огонь, и, засучив рукава, я принялась осуществлять свой задуманный музыкально-просветительский проект «Русская опера – детям», поставив задачу максимум – создать антологию музыкальных спектаклей по русской классической опере, адаптированных для исполнения в общеобразовательной (не музыкальной!) школе.  Мы начали «выпекать» с ребятами оперные «пироги» по два в год. В школе № 717 кроме «Салтана» мы поставили «Ночь перед рождеством»,  «Снегурочку» Римского-Корсакова, перебросили мост в 20 век – «Зори здесь тихие…» К. Молчанова. Заключительным аккордом в школе №717 был большой музыкальный спектакль «Белый ангел Москвы», поставленный по просьбе Фонда Андрея Первозванного к 100-летию Марфо-Мариинской обители добра и милосердия и посвященный жизни и духовному подвигу Елизаветы Федоровны Романовой.

С переходом в 2009 г. в школу № 152 нужно было создавать новый музыкально-театральный коллектив. Интерес школьников к русской классической опере 19-го века всегда был большим. В кружок записалось сразу 50 человек, и чтобы вовлечь в работу как можно больше детей, я начала свою деятельность с оперы «Снегурочка». Народные обрядовые сцены, хоры только выигрывали от большого притока участников. Спектакль прошел с успехом, и в честь всеми любимого пастушка Леля я назвала наш новый музыкально-театральный коллектив «Лель». С этим именем мы и живем по сей день.

В школе № 152 начался новый виток нашей музыкально-театральной истории, связанной с освоением русской классической оперы 19-го в. Мы поставили таких оперных «китов», как «Евгений Онегин»  П.И. Чайковского, «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина. В год 400-летия династии Романовых учащиеся школы № 152 исполнили музыкальный спектакль «Белый ангел Москвы», который был отмечен благодарственными письмами Фонда Андрея Первозванного и Московской Патриархии. В новой школе благотворительная деятельность музыкального театра «Лель» сконцентрировалась на интернате № 63 для детей с коррекцией. Мы выезжали со спектаклями «Снегурочка», «Евгений Онегин» и «Белый ангел Москвы».

В настоящее время готовится к постановке опера выдающегося современного композитора В.И. Рубина «Каштанка», премьера которой состоится в мае 2014 г. Написанная в 1987 г., эта опера в 1988 с большим успехом прошла на сцене Новосибирского театра Оперы и балета и получила восторженные рецензии, опубликованные в газете «Советская культура», журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь». Нашему театру «Лель» выпала высокая честь первыми в Москве исполнить это удивительное сочинение.

Названия постановок.

Музыкальные композиции:

·         «Снегурочка» (по опере Н. А. Римского-Корсакова)

·         «А зори здесь тихие…» (по опере К. Молчанова)

·         «Золушка» (музыка А. Спадавеккиа)

·         «Евгений Онегин» (по опере П. И. Чайковского)

·         «Иван Сусанин» (по опере М. И. Глинки)

·         «Руслан и Людмила» (по опере М. И. Глинки)

·         «Белый ангел Москвы» (по пьесе Р. Кошурниковой и литературно-музыкальной композиции Свято-Елизаветинского монастыря)

·         «Борис Годунов» (по опере М. П. Мусоргского)

·         «Князь Игорь» (по опере А. П. Бородина)

Достижения коллектива.

·         Финалист окружного конкурса педагогов дополнительного образования «Золотое яблоко» (участие театрального коллектива);

·         Лауреат окружного конкурса «Педагог-внешкольник» - 2009 (участие театрального коллектива);

·         Победитель окружного конкурса «Эстафета искусств» - 2010 (композиция «А зори здесь тихие…» по опере К. Молчанова);

·         Победитель конкурса «Грант мэра Москвы 2012» (диски музыкальных спектаклей);

·         Дипломат окружного театрального конкурса «Северные созвездия» 2012;

·         Дипломант  III Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека – 2013». Номинация: «Ценности, которым нет цены» (диски музыкальных спектаклей);

 

Участие в конкурсах и фестивалях.

·        Окружной конкурс педагогов дополнительного образования «Золотое яблоко» (финалист);

·        Окружной конкурс «Педагог-внешкольник» - 2009 (лауреат);

·        2-й Московский городской фестиваль этнокультурных образовательных учреждений – 2010 (участник);

·        Городской конкурс чтецов-школьников фестиваля «Юные таланты Московии» - 2010 (дипломанты – участники театрального коллектива «Лель» - дипломы 2-ой степени);

·        Окружной конкурс «Эстафета искусств» - 2010. Композиция «А зори здесь тихие…» по опере К. Молчанова (победитель);

·        9-ый международный фестиваль детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» - 2012 (номинация «Академический вокал» - грамота);

·        Конкурса «Грант мэра Москвы 2012» (лауреат);

·        Окружной театральный конкурс «Северные созвездия» 2012 (дипломант);

·        III Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений «Воспитать человека – 2013». Номинация: «Ценности, которым нет цены» (дипломант).